Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГУ - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик):
ООО "Сантехмонтаж" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29420-ЭП/22 от 17.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию инженерного оборудования ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (извещение N 0245100001621000131),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию инженерного оборудования ОПФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области (извещение N 0245100001621000131) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 500 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2021 N 0245100001621000131-3 победителем Аукциона признано ООО "Сантехмонтаж".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Сантехмонтаж" заключен государственный контракт N Ф.2021.020132 от 29.12.2021 на сумму 1 675 000,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 02.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Сантехмонтаж".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по эксплуатации и техническому обслуживанию инженерного оборудования ОПФР по Санкт Петербургу и Ленинградской области (далее - Работы) в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 (3.1 Контракта).
Согласно разделу 4 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик должен обеспечить постоянное наличие достаточного количества инженерного состава, технического персонала, а также двух рабочих требуемых специальностей на объекте. Подрядчик должен приступать к исполнению заявки Заказчика в течение 2-х часов с момента получения заявки.
Нарушение вышеуказанных условий было зафиксировано Заказчиком Актами, фиксирующими отсутствие сотрудников подрядной организации на рабочем месте и неисполнением заявок, отраженных в Журналах, в установленный срок, находящихся на объекте.
Кроме того, в адрес Участника Заказчиком были направлены претензии (по электронной почте и заказными письмами с уведомлением):
- от 19.10.2022 N 8102/205637 направлена заказным письмом с уведомлением;
- от 24.10.2022 N 8102/208976 направлена заказным письмом с уведомлением;
- от 27.10.2022 N 8102/212415 направлена по электронной почте и заказным письмом с уведомлением.
Однако по состоянию на 31.10.2022 Работы по Контракту не были выполнены Участником, тем самым Участник нарушил п. 1.1. Контракта.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.11.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ни в Техническом задании к Контракту, ни в самом Контракте не указано о непрерывном нахождении специалистов ООО "Сантехмонтаж" в количестве двух человек на территории Заказчика. О данном факте ООО "Сантехмонтаж". информировало Заказчика письмом исх. N 73 от 03.06.2022.
За весь период с даты заключения Контракта до даты его расторжения ООО "Сантехмонтаж" исполнило обязательства за период с января по декабрь 2022 года на сумму 1 256 250,06 копеек (без учета Работ за октябрь 2022).
Сотрудники, к которым были замечания со стороны Заказчика получили выговор и уведомлены о возможном увольнении по ст. 81 п. 5 ТК РФ приказами.
После размещения Решения Заказчиком ООО "Сантехмонтаж" до последнего дня действия Контракта выходило к Заказчику и выполняло обязательства по Контракту, пока Заказчик не ограничил допуск сотрудников ООО "Сантехмонтаж" на его территорию.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Сантехмонтаж".
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Сантехмонтаж" (ИНН: 7820017903) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2022 г. N РНП-78-1480/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022