Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" (далее - Заказчик);
ООО "Савир" (далее - Заявитель;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29552/22 от 18.11.2022) на действия СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских антисептиков в 2023 году (извещение N 0372200263422000725) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200263422000725. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 797,74 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара установлены Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки".
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что к поставке необходимы различные антисептики.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Как видно из указанного документа, Заказчиком установлены, в том числе, требования к обжалуемым товарным позициям N1,4,9,10,12 и 14 с использованием КТРУ. При этом для достижения целей закупки применены дополнительные характеристики, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров, работ и услуг и включено соответствующее обоснование установления вышеуказанных характеристик ссылками на профильные нормативы.
Так, по п.1 описания объекта закупки Заказчику требуется готовое средство, имеющее композиционнный спиртосодержащий состав. Требуемый товар имеет целевое назначение - "Быстрая дезинфекция небольших по площади поверхностей, изделий медицинской техники, оборудования, медицинских изделий, в т.ч., стоматологических, гигиеническая обработка рук, гигиеническая обработка кожных покровов с целью профилактики гнойничковых и грибковых заболеваний, обеззараживания и обезжиривания кожи операционного и инъекционного полей перед выполнением хирургических операций и пр.". Установленные требования к содержанию/отсутствию в составе активно действующих веществ позволяют иметь не менее чем месячный запас дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения (п. 3575 СанПин 3.3686-21); проводить оценку эффективности проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий; прогнозирование эпидемической ситуации (п.3515 СанПин 3.3686-21) с учетом воздействия дезинфицирующего состава на обрабатываемые материалы (например, стетофонендоскопы, датчики УЗИ, стоматологические наконечники и др.), которые не допускают высокое содержание спиртов. При этом требуемый состав в достаточной степени обладает требуемой антимикробной активностью в силу своей композиции (наличие в составе, кроме спирта, дополнительного биоцидного агента), моющей способностью при низкой токсичности. Именно такие цели и задачи ставит перед собой Заказчик, устанавливая дополнительные характеристики, обосновывая требованиями нормативов - СанПин 3.3686-21, ГОСТ, ФКР.
Изложенное выше не было учтено Заявителем при изложении своих доводов. Позиция ООО "САВИР" связана исключительно с обработкой рук.
Действительно, закупаемое средство будет использовано Заказчиком, в т.ч., для обработки рук медицинского персонала, что подразумевает под собой необходимость обеспечить индивидуальную переносимость медицинских работников при использовании (п.3478 СанПиН 3.3686-21. Вместе с этим Заявителем не учтен тот факт, что указанные им в жалобе нормативы указывают на эффективные концентрации при обработке рук однокомпонентными средствами на основе спиртов, т.е., имеющих в составе только спирт, а Заказчику требуется спиртовая композиция - спирт с другим биоцидом.
Заявителем не учтен и тот факт, что закупаемое средство будет использовано и для обеззараживания и обезжиривания кожи операционного поля перед выполнением хирургических операций, что категорически исключает высокое содержание спирта в силу того, что при электрохирургическом разрезе (для исключения потери крови и облегчения работы хирурга, для исключения проникновения инфекции в кровяное русло и лимфатические пути) возможно воспламенение спирта, ожог кожи и, как следствие, некорректное рубцевание.
Таким образом, довод ООО "САВИР" не является обоснованным.
Заявитель по п.4 описания объекта закупки обжалует установленные требования к дезинфицирующему средству с целевым назначением, в т.ч., - дезинфекция и очистка датчиков УЗИ, стетоскопов и фонендоскопов, стоматологических наконечников, наружных поверхностей несъемных узлов и деталей эндоскопических установок, дезинфекция перчаток, надетых на руки персонала с целью их обеззараживания.
Обжалует ссылку на Руководство 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности", ссылаясь на п.6 таблицу N6 СанПин 3.3686-21 (Режимы обеззараживания объектов, зараженных или подозрительных на заражение возбудителями инфекционных болезней 1-2 групп патогенности, в отношении перчаток надетых на руки персонала.
Доводы Заявителя являются ошибочными т.к. приводимая ссылка на п.6 таблицу N6 СанПин 3.3686-21 касается дезинфекции объектов подлежащих утилизации, в т.ч. перчатки медицинские после их использования. Перчатки медицинские перед их утилизацией подлежат дезинфекции различными методами: 1. методом паровой стерилизации 2. методом кипячения 3. Методом погружения в 1% раствор хлорамина Б или 0,3% по АХ раствор дезинфицирующих средств на основе натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты или трихлоризоциануровой кислоты или 3%-й раствор (по ПВ) водорода перекиси с 0,5% моющего средства или 0,2%-0,4%-е (по сумме ДВ) растворы дезинфицирующих средств на основе ЧАС, триамина, ПГМГХ.
Обработка перчаток, надетых на руки персонала, в соответствии с техническим заданием (при их загрязнении) и руководствуясь с п.3472 СанПин 3.3686-21 (руки в загрязненных перчатках обработать салфеткой, смоченной дезинфицирующим средством, снять перчатки. Использованные перчатки удаляют как мед отходы класса Б, которые в последующем дезинфицируются в соответствии п.6 таблицы N6 СанПин 3.3686-21
Заказчик ссылаясь на регламент Руководство 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности" имеет в виду, что в соответствии с ч.1 п.1.2 в рамках производственного контроля проводит оценку эффективности дезинфицирующих средств учитывая их спектр антимикробной активности, время дезинфекционной выдержки, безопасность применения средства для мед персонала и пациентов, чувствительность к средству микрофлоры медицинской организации по результатам мониторинга устойчивости, характеристику объектов (материал, конструктивные особенности и прочее) обрабатываемых средством.
Далее Заявитель жалуется на то что заказчик исключил из средства наличие аминов, гуанидинов и установил чрезмерно сжатый процентный диапазон действующего вещества. (ЧАС не мене 0,60% и не более 0,65%).
Заказчик руководствуясь нормативными документами (СанПин 3.3686-21, МР, ФКР п. 6.2) не обязан закупать дезинфицирующие средства имеющие в своем составе весь спектр действующих веществ. Так же Заказчиком определен более высокий процент содержания ДВ с учетом требований п. 6.31. ФКР: "Средства, одновременно обладающие антимикробными и моющими свойствами, при наличии в составе различных сочетаний альдегидов, спиртов, КПАВ (ЧАС, полимерные и мономерные производные гуанидина, третичные алкиламины) могут в определенных концентрациях и в зависимости от количественных соотношений ДВ проявлять фиксирующее действие__.п.3554. СанПиН 3.3686-21 "приборы, оборудование обеззараживают способом протирания. Для этих целей преимущественно используются дезинфицирующие средства с моющими свойствами_". Установленные требования не противоречат нормативам, отвечают потребности Заказчика; им соответствуют средства различных производителей, что исключает ограничение количества участников.
Таким образом, довод ООО "САВИР" не является обоснованным.
По п.12 описания объекта закупки ООО "САВИР" обжалует требования к готовой форме спиртосодержащего средства для дезинфекции небольших по площади поверхностей, оборудования, приборов, включая датчики УЗИ, бактерицидные лампы, дезинфекции перчаток, надетых на руки персонала. Позиция Заказчика связана с рекомендациями производителей оборудования и ИМН, которые планируется подвергать дезинфекционной обработке. В связи с тем, что в арсенале Заказчика имеется оборудование и ИМН различных производителей, и рекомендации по их обработке отличаются друг от друга, нами закупаются средства различного химического состава. При этом установленные требования отвечают нормативам, в т.ч., п. 3575 СанПиН 3.3686-21("В МО должен быть не менее чем месячный запас дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения" и п.3515 СанПиН 3.3686-21 ("В целях предупреждения возникновения и распространения ИСМП в МО проводятся следующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: осуществление микробиологического мониторинга за возбудителями ИСМП с видовой идентификацией (типирование) возбудителей ИСМП, выделенных от пациентов, персонала, из объектов внешней среды, определение спектра устойчивости выделенных штаммов к антибиотикам и дезинфицирующим средствам с целью разработки рациональной стратегии и тактики их применения; эпидемиологическую и гигиеническую оценку больничной среды, условий пребывания пациентов и работы медицинского персонала в МО; оценку эффективности проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий; прогнозирование эпидемической ситуации" Т.о., довод Заявителя является необоснованным.
По иным обжалуемым пунктам (9,10 и 14) Заказчику требуются средства для обработки рук медицинского персонала. Установленные требования отвечают нормативам - МУ 3.5.1.3674-20. 3.5.1. Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи и СанПиН 3.3686-21, п.3478: "При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников", что и отражено в потребности, связанной с реальным выбором персонала.
Относительно довода об отсутствии в документации ссылки на пункт Р 4.2.3676-20 поясняем, что законодательно понятие "надлежащее обоснование" отсутствует, нормативно не урегулирована обязанность указывать такие ссылки, в связи с чем Заказчику дано право по своему видению обосновать свою потребность.
В связи с этим доводы Заявителя не обоснованы.
Указанное выше подтверждает право Заказчика отразить потребность учреждения, чтобы профессионально исполнить требования, установленные профильными нормативами, к проведению дезинфекционных мероприятий.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10, от 29 января 2013 года N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Таким образом включение в документацию о торгах условий, требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение к участию в торгах.
Считаем, что установленные требования не нарушают требования нормативов и законодательства; не могут быть расценены как ограничивающие количество участников закупки, т.к. рынок в значительной степени представлен средствами с указанными характеристиками, совокупности установленных требований соответствуют средства различных производителей, их перечень приводим отдельной справкой (эквиваленты).
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика отсутствуют нарушения правил описания объекта закупки и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Аналогичной позиции придерживаются территориальные органы ФАС в решениях: 086/06/33-1133/2022, 086/06/33-900/2022, 086/06/33-153/2022, 086/06/33-889/2022, 086/06/33-890/2022, 086/06/33-127/2022, 086/06/33-849/2022, 052/06/105-2116/2022, N 029/06/42-765/2022, в Решении по делу N 44-3812/22.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Комиссия УФАС отмечает, что описание объекта закупки в соответствующем столбце таблицы содержит обоснование необходимости дополнительных характеристик при отсутствии показателей в КТРУ.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2022 г. N 44-3956/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022