Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в отсутствие представителей:
СПБ ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное" (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
ООО "Порядок" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29706/22 от 21.11.2022) на действия СПБ ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию здания, инженерных сетей и оборудования СПБ ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное" в 2023 году (извещение N 0372200020322000106) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200020322000106. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 096 926,92 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
08.11.2022 г. ООО "Порядок" был подан запрос разъяснения положений документации.
10.11.2022 г. Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы опубликовал Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 10.11.2022 NРИ1.
Однако в данном документе Заказчиком не даны разъяснения на нижеуказанные вопросы ООО "Порядок".
В Разъяснении положений извещения об осуществлении закупки Заказчик дал неопределенный ответ:
"Положениями Извещения установлено: "п. 1.3.5. Электрические сети наружные", "п. 1.3.2. Электрические сети", "п. 1.3.3. Внутренние силовые и осветительные сети".
Таким образом, разница - состав работ, разные сети."
В Разъяснении положений извещения об осуществлении закупки Заказчик дал неопределенный ответ:
"Заявитель при цитировании положений Извещения не в полном объеме цитирует такие положения, в частности Положениями извещения установлено:
"1.4. Работы, выполняемые по обслуживанию кровель:
- промазка мастиками свищей, участков гребней стальной или мягкой кровли;
- укрепление и замена звеньев и отметов водосточных труб до 10 м;
- устранение мелких дефектов кровель (площадью до 1 м2)."
Заказчик полагает, что положения извещения содержат необходимую и достаточную информацию как для формирования ценового предложения, так и в части описания объекта закупки".
В документации Заказчика нет конкретики. Полагаем, в понимании Заказчика указание характеристик кровли "стальная или мягкая" является достаточным.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика не смог предоставить достаточных данных для определения корректности описания объекта закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки. Следовательно, доводы жалобы являются обоснованным.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
П. 14 раздела II ПП РФ 2571 установлено, что при закупке Работ, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений Заказчиком должны быть установлены требования к наличию опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений (в размере не менее 20 % от НМЦК, что составляет не менее 5 219 385,38 руб.)
Так же ПП РФ 2571 установлено, что договором, предусмотренным позицией 14, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
В соответствии с данными ЕИС у Заявителя отсутствуют необходимый договор.
Таким образом, довод Заявителя о том, что "необоснованные ограничения со стороны заказчика повлияли на права и законные интересы ООО "Порядок" и повлияли на результаты закупки Заказчика, поскольку ООО "Порядок" было лишено возможности подать заявку на участие в закупке Заказчика" является не верным по сути.
ООО "Порядок" лишено возможности подать заявку на участие в закупке в силу отсутствия необходимого опыта (в рамках ч.2 ст. 31 Закона 44-ФЗ и п.14 ПП РФ 2571).
Таким образом, ни какими своими действиями/бездействиями Заказчик не мог нарушить законные права и интересы ООО "Порядок".
Противоречивость доводов изложенных Заявителем в Жалобе так же указывают и следующие обстоятельства:
В описании объекта закупки указано:
1.10. Работы по обслуживанию дизель-генераторной установки:
Из положений документации невозможно установить, ДГУ каких марок и моделей применяются у заказчика? Сколько штук?...
В документации Заказчика не указаны марки/модели ДГУ. На какие именно нормативы указывает Заказчик? В документации Заказчика такой информации нет. _"
В соответствии с данными ЕИС
Приложение N 2 к Извещению:
Положениями Извещения установлены как марки (модели) ДГУ, так и их количество (2 шт). В соответствии с данными ЕИС, Приложение N 2 к Извещению:
Положениями Извещения указаны нормативы на которые ссылался Заказчик.
При этом в Разъяснении Заказчик дополнительно сообщал что Заявитель не в полном объеме ознакомился с положениями Извещения
Так же в жалобе Заявитель оспаривает обоснование Начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик разъяснял Заявителю о порядке формирования НМЦК, как в ответах на поставленные вопросы
Заказчик отмечает, что в силу ч.5 ст. 42 Закона 44-ФЗ Заказчик должен разъяснить положения Извещения, а не повторно копировать положения Извещения в ответ на поступивший запрос.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 99, 42, 49, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порядок" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 ноября 2022 г. N 44-3958/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022