Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
В присутствии представителей:
от Заказчика - Маслиной И.Н.,
от ИП Гиносян А.В. - лично ИП Гиносян А.В., Гиносян В. В.по доверенности, Фроловой Л. И. По доверенности (ордер N 259824), а так же Нагорнова А.В. без доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Территориального отдела города Буденновска Буденновского МО СК поступили сведения о включении в реестр
недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Гиносян Артура Вагановича по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 01021600023622000120 на "Выполнение работ по ремонту тротуара в городе Буденновске для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 13 Правил N 1078 Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Гиносян А.В. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав пояснения представителей сторон, установила следующее:
12 сентября 2022 г. между территориальным отделом города Буденновска администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Гиносяном Артуром Вагановичем (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 01216000236220001200001 на выполнение работ по ремонту тротуара в городе Буденновске для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. контракта предметом контракта является выполнение работ по ремонту тротуара в городе Буденновске для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ .
На основании п. 4.1. Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по ремонту тротуара в городе Буденновске для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края в срок с момента заключения контракта по 31 октября 2022 года, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с локальным сметным расчетом и Описанием объекта закупки.
Заказчик указывает, что данное условие контракта нарушено Подрядчиком, на дату 07 ноября 2022 г. работы на объекте не завершены.
В адрес Заказчика поступила информация от МУП "УКХ г.Буденновска - Служба Заказчика", организации оказывающей услуги по контролю качества и проверке исполнительной документации при выполнении данных работ, о том, что на 26.10.2022 Подрядчик к работам не приступил. Ордер на выполнение земляных работ не выдавался (вх. 27.10.22 N01-1483). Подрядчик приступил к работам 28.10.2022 по разборке асфальтобетонного покрытия и бортового камня, при осуществлении контроля качества журнал производства работ не представил, ввиду его отсутствия, а также отказался предоставить информацию о месте расположения площадки для строительного мусора (вх. 01-1498 от 01.11.22). Заказчиком было направлено Подрядчику требование о необходимости исполнения муниципального контракта в срок до 06.11.2022 (исх. N01-2613).
Пунктами 9.3. и 9.4. Контракта закреплено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, расторжение Контракта в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с вышеизложенным, на основании п.2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, раздела 9 контракта, 07.11.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 01216000236220001200001 на выполнение работ по ремонту тротуара в городе Буденновске для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.11.2022 Заказчиком указанное Решение размещено в ЕИС , так же 07.11.2022 г. ИП Гиносян А. В. был уведомлен о расторжении контракта
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик указывает, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Гиносян А. В. не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, в связи с чем, Решение от 07.11.2022 г. отменено Заказчиком не было.
Вместе с тем, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь, Подрядчик на заседании Комиссии пояснил,
Согласно п. 4. приложения N4 Контракта "Описанием объекта закупки", п.1.2. Контракта место выполнения работ: 356800, Ставропольский край, город Будённовск проспект Менделеева, в границах въезда к МКД N 14 микрорайона N 7 и МОУ СОШ N 6.
До непосредственного осуществления работ по ремонту тротуара Заказчик в лице органа, осуществляющего контроль качества и проверку исполнительной документации совместно с Подрядчиком обязаны согласовать непосредственный объем работ и зафиксировать это схематически на чертеже.
Указанные действия необходимы для фиксации непосредственного объема работ и границ выполнения работ в виду отсутствия схемы тротуара в Контракте и неопределенности формулировки места работ в Контракте.
Впоследствии Подрядчик согласует данную схему с коммунальными службами и только после получения данных согласований, получает ордер на производство земляных работ.
Подрядчик 22.09.2022 года посредством электронной почты известил МУП "УКХ г. Буденновска - Служба заказчика" (контролирующий орган, осуществляющий технический надзор) о необходимости направления представителя для определения непосредственного фронта работ, поскольку без этого невозможно получить ордер на производство земляных работ.
Таким образом, в период времени с 17 октября 2022 года по 26 октября 2022 года Подрядчик произвел все необходимые согласования с коммунальными службами, о чем свидетельствуют штампы о согласовании на схеме
26 октября 2022 года выдан ордер на производство земляных работ N740 Ордер выдан на срок с 26.10.2022 года по 01.10.2022 года, затем продлевался с 01.11.2022 года по 11.11.2022 года.
В тот же день (26.10.2022) схема производства работ вместе с ордером предоставлены в ОГИБДД отдела МВД России "Буденновский" и утверждена схема организации движения и ограждения места производства дорожных работ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 718, пункта 1 статьи 719 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы; подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
С учетом изложенного, приступить к непосредственным ремонтным работам Подрядчик смог лишь с 26 октября 2022 года по причине того, что согласование и составление схемы тротуара, необходимой для получения ордера на произведение земляных работ заняло длительный период времени.
7 ноября 2022 года в ЕИС опубликовано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В решении указано, что оно вступает в законную силу в течении 10 дней с даты уведомления Подрядчика, таким образом, решение вступает в законную силу 18 ноября 2022 года.
17 ноября 2022 года Подрядчик выполнил все работы по Контракту о чем уведомил Заказчика и контролирующий орган - МУП "УКХ г. Буденновска -Служба заказчика" и предоставил исполнительную документацию по Контракту, при этом, Заказчиком Решение не отменено.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если контролирующий орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Гиносян А. В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Гиносян А.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 ноября 2022 г. N 026/10/104-2136/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022