Резолютивная часть оглашена
01.12.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ИП Блиновой Надежды Александровны (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждение Самарской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого электронного конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство здания центра правопорядка в г.о. Тольятти" (извещение N 0142200001322026684, начальная (максимальная) цена контракта - 214 899 931,60 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Блиновой Надежды Александровны на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и приложений к нему.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложениях к нему установлено, что к оценке принимаются исполненные участником государственные и муниципальные контракты по предмету закупки на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, пунктом 2.4 проекта контракта предусмотрено авансирование работ, что противоречит требования Закона о контрактной системе.
Также, Заказчик в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложениях к нему не установил размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Исполнителем (Поставщиком, Подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители от Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились, предоставили письменные пояснения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложениях к нему установлено, что к оценке принимаются исполненные участником государственные и муниципальные контракты по предмету закупки на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно части 1 пункта 11 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок оценки заявок участников закупки установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил N 2604, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;
"критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);
"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
"показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки;
"значимость показателя оценки" - вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки;
"функциональная зависимость" - зависимость между значением показателя оценки и значением количества присваиваемых баллов, при которой одному значению показателя оценки соответствует одно значение количества баллов;
"шкала оценки" - значения количества баллов, присваиваемых определенным значениям показателя оценки в случае отсутствия между ними функциональной зависимости, а также в случае, если показатель оценки не определяется количественным значением.
Согласно критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее - критерии оценки) нестоимостным критерием оценки является "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финвнсовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель опыт выполнения работ, который содержит следующие детализирующие показатели:
- общая цена исполненных участником закупки государственных контрактов;
- общая цена исполненных участником закупки гражданско-правовых договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункта "д" пункта 28 Правил оценки установлено, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
К оценке принимаются как гражданско-правовые договоры, так и государственные контракты, только с разной значимостью.
Величина значимости показателя о наличии опыта по выполнению работ на основании государственных (муниципальных) контрактов превышает величину значимости показателя о наличии опыта по выполнению работ на основании гражданско-правовых договоров в связи с тем, что при рассмотрении и оценке конкурсных заявок заказчик имеет возможность проверить достоверность представленной информации в ЕИС в сфере закупок, тогда как сведения о заключенных гражданско-правовых договорах не размещаются в ЕИС.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников Заявителем представлено не было.
Кроме того, согласно требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, участник закупки должен быть членом СРО и иметь опыт выполнения работ согласно постановлению Правительства N 2571. Вместе с тем, заявитель жалобы не является членом СРО, а также не имеет опыта выполнения работ. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Блинова Надежда Александровна зарегистрирована 27.10.2022 г.
Учитывая вышеизложенное, Заявитель жалобы не имеет правоспособности и не может быть фактическим участником закупки, в связи с чем жалоба не преследует цели восстановить права и интересы лица.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, пунктом 2.4 проекта контракта предусмотрено авансирование работ, что противоречит требования Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе определено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 13 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Пунктом 2.4 проекта контракта определена выплата Заказчиком авансового платежа на лицевой счет Подрядчика, указанный в Контракте, в размере 46% (сорок шесть процентов) от цены Контракта, в соответствии с Графиком оплаты выполненных по контракту работ (Приложение N3 к Контракту), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведённых по Объекту до Заказчика на соответствующий финансовый год.
Авансовый платеж по Контракту выплачивается в соответствии с Графиком оплаты, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты уведомления Заказчика об открытии Подрядчиком лицевого счета в министерстве управления финансами Самарской области, в соответствии с п. 2.12. Контракта, на основании предоставленного Подрядчиком счета.
Подтверждение выполнения предусмотренных Контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (погашение аванса) осуществляется в срок до 1 сентября 2023 года.
Неотработанная сумма аванса подлежит возврату на счет Заказчика в течение 7 (семи) календарных дней с момента получения Подрядчиком требования от Заказчика.
Вместе с тем, пунктом 12.3 проекта контракта предусмотрено, что во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложениях к нему не установил размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Исполнителем (Поставщиком, Подрядчиком) обязательств.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Антимонопольным органом установлено следующее. Пунктом 7.7. проекта контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Запросов разъяснений положений извещения о проведении конкурса в электронной форме, приложений к нему по доводам, изложенным в жалобе Заявителя в адрес Заказчика, не поступало.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Блиновой Надежды Александровны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 декабря 2022 г. N 524-11356-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022