Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа" Рожина Д.И.,
ООО "Энерголюкс" - генерального директора Кузьменко В.Н., Баранова А.М. (по доверенности),
рассмотрев обращение МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа" (далее - Учреждение, Заказчик) о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Энерголюкс" (далее -Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
22.11.2022 г. в Мурманское УФАС России поступило обращение МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа" о включении сведений в отношении ООО "Энерголюкс" (ИНН 5104004802, КПП 510401001, 184141, Мурманская область, г. Ковдор, ул. Горняков, дом 6, помещение IX, ком. 1-4) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта на благоустройство дворовой территории по адресу: г. Ковдор, ул. Горняков, д.4 (0149200002322002148, национальный проект "Жильё и городская среда").
Обращение о включении сведений в отношении ООО "Энерголюкс" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 29 ноября 2022 г.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
20.05.2022 между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа" и ООО "Энерголюкс" был подписан контракт на благоустройство дворовой территории по адресу: г. Ковдор, ул. Горняков д.4.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.2.3.1.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона, Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе:
1) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) если подрядчик не исполнит в назначенный срок требование заказчика об устранении недостатков (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
3) если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (статья 723 Гражданского кодекса Российской Федерации);
4) при нарушении подрядчиком начального и конечного сроков выполнения работ, а также сроков завершения отдельных этапов работы (промежуточных сроков) (статьи 405, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации);
5) при существенном нарушении подрядчиком контракта (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Энерголюкс" обязательств по Контракту, Заказчик 31.10.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.10.2022 г. Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе. Надлежащая дата уведомления Подрядчика 31.10.2022 г.
Соответственно, 14.11.2022 г. - дата расторжения Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Пунктом 1.1. контракта предусмотрено, что предметом контракта является благоустройство дворовой территории по адресу: г. Ковдор, ул. Горняков д.4.
Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Срок выполнения работ по контракту:
Начало работ 01.06.2022 г.
Окончание работ 31.08.2022 г.
Срок исполнения контракта установлен с момента заключения контракта и до 14.09.2022 г., включает срок выполнения подрядчиком работ (предусмотренных контрактом) в полном объеме, срок приемки (с оформлением документа о приемке) и оплаты заказчиком таких работ (пункт 3.2. контракта).
В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик указал, что по состоянию на 31.10.2022 Обществом нарушен конечный срок выполнения работ более чем на 7 дней по причинам, не зависящим от Заказчика, не производит работы по благоустройству.
На основании протокола заседания Президиума Оперативного штаба по обеспечению общественной и экономической безопасности Мурманской области под председательством Губернатора Мурманской области А.В. Чибиса от 28.10.2022 N 4, руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 9.2.3.1.2. и п.9.2.3.1.3 муниципального контракта, муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа" принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 20.05.2022 N 2235104003020-2148.
Заказчиком представлены акты проверки выполнения работ по благоустройству дворовых территорий.
Согласно акту от 23.09.2022 выполнение работ по благоустройству составляет 43%. При этом датой окончания работ по контракту является 31.08.2022 г.
В акте от 30.09.2022 Заказчик указал, что работы подрядчиком не ведутся, начиная с 22.09.2022.
ООО "Энерголюкс" представлены письменные пояснения, которые рассмотрены Комиссией Мурманского УФАС.
Так, Общество пояснило, что в соответствии с п.4.1.13 муниципального контракта Подрядчик обязан совместно с Заказчиком производить освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее "скрытые") с составлением Актов освидетельствования (ОСР) при соблюдении требований РД 11-02-2006.
Подрядчиком неоднократно, на протяжении длительного периода, начиная с 13.06.2022, предпринимались попытки произвести освидетельствование "скрытых работ" совместно с представителями Заказчика. Подрядчиком составлены следующие документы: акт N 1 от 13.06.2022 г. на освидетельствование вырубки зелёных насаждений; акт N 2 от 15.06.2022 г. на освидетельствование работ по демонтажу бортового камня; акт N 3 от 25.06.2022 г. на освидетельствование работ по устройству подстилочного слоя из песка; акт N 4 от 26.06.2022 г. на освидетельствование работ по устройству подстилочного слоя из щебня фракции 05-20; акт N 5 от 29.07.2022 г. на освидетельствование работ по установке бортового камня БР.100.30.15; акт N 6 от 25.08.2022 г. на освидетельствование работ по устройству лестничного спуска. Данные Акты были переданы стороне Заказчика, но ни один акт Заказчиком подписан не был без предъявления каких-либо замечаний по работам.
ООО "Энерголюкс" пояснило, что выполнять дальнейшие работы без проведения освидетельствования скрытых работ не представлялось возможным.
По существу данного довода Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Пунктом 11.1. контракта предусмотрено, что стороны договорились, что в процессе исполнения контракта будут осуществлять постоянную связь посредством обмена корреспонденцией (направление писем, претензий, уведомлений), которая может направляться с использованием средств факсимильной связи или по электронной почте. Автоматическое уведомление программными средствами о получении сообщения по факсимильной связи или по электронной почте, полученное любой из сторон, считается подтверждением получения сообщения другой стороной.
ООО "Энерголюкс" на заседание комиссии не представило доказательств направления актов выполнения скрытых работ в адрес Заказчика.
Кроме того, необходимо отметить, что Подрядчик, равно как и Заказчик наделен правом отказаться от исполнения контракта. Поставщиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято не было. Претензионная работа с Заказчиком по факту освидетельствования скрытых работ не велась.
Также Общество ссылалось, что в июле 2022 г. по многочисленным обращениям жителей д. 4 по ул. Горняков и по итогам рабочего совещания в Администрации Ковдорского МО принято решение об увеличении парковочных мест на территории двора, что само собой обусловило увеличение объёмов работ, предусмотренных Контрактом. В связи с этим Заказчик запрашивает у Подрядчика ведомость объёмов дополнительных работ и сметный расчёт. 30.09.2022 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлен сметный расчёт на дополнительные работы. Однако дополнительные работы так и не были согласованы, а Подрядчик на свой страх и риск всё-таки произвёл их.
Комиссия Мурманского УФАС к данному доводу относится критически. Если бы Заказчик имел потребность в выполнении данных работ, то должно было быть подписано дополнительное соглашение к контракту на их выполнение.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных пунктом 15 Правил Постановления N 1078, для отказа во включении информации о поставщике в реестр не установлено.
На основании имеющихся на дату рассмотрения дела сведений и фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО "Энерголюкс" и отсутствии намерения исполнить контракт в соответствии с его условиями. При таких обстоятельствах сведения в отношении Общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия,
РЕШИЛА:
1. В связи с односторонним отказом МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа" от исполнения контракта на благоустройство дворовой территории по адресу: г. Ковдор, ул. Горняков д.4 (ИКЗ 223510400302051040100100180014399244) включить сведения в отношении ООО "Энерголюкс" (ИНН 5104004802, КПП 510401001, 184141, Мурманская область, г. Ковдор, ул. Горняков, дом 6, помещение IX, ком. 1-4, генеральный директор Кузьменко Василий Николаевич ИНН 510402458295) в реестр недобросовестных сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Энерголюкс" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 29 ноября 2022 г. N 051/06/104-680/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022