На основании уведомления о проведении внеплановой проверки от 18.11.2022 г. N 13648/22 в связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 16485 от 31.10.2022 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения МКУ "Благоустройство Свердловского района" (далее - Заказчик), Администрацией города Перми (далее - Уполномоченный орган) требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию и ремонту пешеходных мостиков, лестниц, подходов к инженерным сооружениям на территории Свердловского района на 2022-2024 годы (изв.N 0156300008722000239).
Продолжительность проверки: с 21.11.2022 г. по 29.11.2022 г.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию и ремонту пешеходных мостиков, лестниц, подходов к инженерным сооружениям на территории Свердловского района на 2022-2024 годы (изв. N 0156300008722000239).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0156300008722000239 Уполномоченным органом в интересах Заказчика проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по содержанию и ремонту пешеходных мостиков, лестниц, подходов к инженерным сооружениям на территории Свердловского района на 2022-2024 годы.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32 и позициями 33 - 36 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о закупках, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. 9 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупки устанавливается дополнительное требование: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных п. 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных п. 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В качестве документов, подтверждающих наличие у участника соответствующего опыта, в п. 9 приложения к ПП РФ N 2571 установлено следующее:
- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного п. 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно п. 18 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги устанавливаются дополнительные требования.
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия такого опыта, информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Согласно Техническому заданию в состав выполняемых работ включено: уборка, складирование и вывоз снега; россыпь противогололедных материалов; уборка мелколесья; кронирование деревьев; кошение травы; уборка и вывоз мусора, а также работы по ремонту (замене) конструктивных элементов пешеходных зон.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156300008722000239 требования к составу заявки на участие в аукционе установлены в отдельном файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке".
Согласно п. 1.14 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с позицией 9 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571: а) документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; б) документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта): 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации; в) документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта): 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. Цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Предоставляемые информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а также способ их представления, должны соответствовать положениям ч. 3 ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Следовательно, проанализировав извещение и приложения к нему, Комиссия установила, что в составе аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 9 ПП РФ N 2571.
Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п. 1.4 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр в правилах благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, например: пешеходные коммуникации (в том числе пешеходные тротуары, дорожки, тропы, аллеи, эспланады, мосты, пешеходные улицы и зоны).
В целях объективного рассмотрения доводов обращения, Комиссией Пермского УФАС России направлен запрос (исх.N 13744/22 от 22.11.2022 г.) в адрес АСРО "Гильдия Пермских строителей" с просьбой пояснить, являются работы, указанные в техническом задании, работами по благоустройству территории или работами по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Из ответа на указанный запрос (исх.N 4120 от 23.11.2022 г.) следует, что объектом закупки является содержание обособленных пешеходных зон, которые не являются элементами автомобильной дороги, а являются объектами благоустройства. Следовательно, предусмотренные конкурсной документацией работы являются работами по благоустройству территории.
Уполномоченный орган в письменных пояснениях также указал, что объекты, включенные в проверяемую закупку, не являются улицами, автомобильными дорогами, межквартальными, дворовыми проездами. Следовательно, дополнительные требования для участников данной закупки были установлены в соответствии с п. 9 ПП РФ N 2571.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений Закона о закупках не усматривается.
ВЫВОД:
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию и ремонту пешеходных мостиков, лестниц, подходов к инженерным сооружениям на территории Свердловского района на 2022-2024 годы (изв.N 0156300008722000239) нарушений Закона о закупках не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022