Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Р Авто" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление по эксплуатации административных зданий г. Перми" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аренде легкового автомобиля, без водителя (изв.N 0856300001122000083),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 24.11.2022 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 28.11.2022 г. с целью принятия решения. Резолютивная часть решения была оглашена при участии посредством ВКС представителя Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300001122000083 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по аренде легкового автомобиля, без водителя.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.11.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 448 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 21.11.2022 г.
Заявитель полагает, что требованиям Технического задания в части характеристик автомобилей не соответствуют ни одна из моделей автомобилей.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Заказчика указали, что в п. 4.2. Технического задания, установлены технические характеристики транспортного средства. По значению характеристики (N п/п 6 в п. 4.2 Технического задания) "> 246 и <249" "Мощность двигателя, л.с." подходит несколько автомобилей:
- Audi A6 45 TFSI quattro - 246 л.с.;
-BMW 530i Xdrive - 249 л.с.;
-Jaguar XF - 249 л.с.;
-Volvo S60 - 249 л.с.;
-Genesis G70 - 247 л.с.
По значению характеристики (N п/п 5 в п. 4.2. Технического задания) ">1969 и <1998" "Объем двигателя" подходит несколько автомобилей:
-Audi A6 45 TFSI quattro - 1984 см3;
-BMW 530i Xdrive - 1998 см3;
-Jaguar XF - 1997 см3;
-Volvo S60 - 1969 см3;
-Genesis G70 - 1998 см3.
Заявитель в доводах жалобы приводит в пример автомобиль Audi A6 3.0 с объемом двигателя 2967, что не соответствует техническим характеристикам, указанным в техническом задании.
3. По значению характеристики габаритные размеры транспортного средства (N п/п 12 в п. 4.2. технического задания) "длина, мм" ">4936", "ширина, мм" ">1868", "высота, мм" ">1456", "ширина передней колеи, мм" ">1605" подходит несколько автомобилей:
- Audi A6 45 TFSI quattro - 4939/1886/1457/1630;
- BMW 530i Xdrive - 4936/1868/1466/1605;
- Jaguar XF - 4962/1982/1456/1608.
Заявитель в доводах жалобы приводит в пример автомобиль Mercedes E200 d, длина и ширина передней колеи которого не соответствует техническим характеристикам автомобиля, указанным в техническом задании.
4. По значению характеристики (N п/п 12.5. п. 4.2. технического задания) "клиренс (дорожный просвет), мм" ">141" также подходит несколько автомобилей:
- Audi A6 45 TFSI quattro - 165 см;
- BMW 530i Xdrive - 141 см;
- Volvo S60 - 142 см;
- Genesis G70 - 150 см.
Заявитель в доводах жалобы приводит в пример автомобили Mercedes E200 d и BMW 5er 530i, клиренс (дорожный просвет) которых не соответствует техническим характеристикам, указанным в техническом задании.
Относительно требования к году и месяцу выпуска транспортного средства по ПТС - не ранее 2022 г. представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, что данное требование было установлено с целью обеспечения безопасности перевозки муниципальных служащих Заказчика.
Так же Заказчик указал, что требования к техническим характеристикам объекта закупки, установленные Заказчиком в техническом задании, отвечают его потребностям и соответствуют требованиям Закона о закупах. Кроме того, в закупке приняли участие четыре участника, что подтверждает отсутствие в действиях Заказчика оснований и условий недопущения, ограничения или устранения конкуренции при проведении аукциона, в том числе ограничение возможности участия в закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в приложении. Так, согласно Техническому заданию объектом закупки является оказание услуг по аренде легкового автомобиля, без водителя. В п. 4.2. Технического задания Заказчиком установлены технические характеристики арендуемого автомобиля, такие как мощность двигателя, л.с. - 246 и
249, клиренс (дорожный просвет), мм -
141, объем двигателя -
1969 и
1998, год и месяц выпуска транспортного средства по ПТС - не ранее 2022 г.
Исходя из представленных в адрес Комиссии коммерческих предложений, полученных Заказчиком, невозможно сделать однозначный вывод о соответствии автомобилей, указанных в пояснениях Заказчиком, требованиям Технического задания в части характеристик автомобиля, требуемого при оказании услуг. Коммерческие предложения не содержат указания на марки моделей. Равно как Заказчиком не представлено надлежащего обоснования необходимости предоставить для оказания услуг автомобиль, выпущенный не ранее 2022 г.
Также Комиссией принята во внимание сравнительная таблица, представленная Заявителем, содержащая характеристики автомобилей, указанные в реестре одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и свидетельства на транспортные средства, имеющиеся в распоряжении Заявителя. В ходе анализа представленной таблицы и характеристик, указанных в ОТТС, Комиссия отмечает, что совокупности требований к автомобилю, используемому при оказании услуг, не подходят марки автомобилей, указанные Заказчиком. Иные доказательства в материалах жалобы отсутствуют.
Кроме того, исходя из представленных свидетельств, Комиссия делает вывод, что в распоряжении Заявителя имеются транспортные средства, подходящие для оказания услуг и частично соответствующие характеристикам транспортного средства, требуемого при оказании услуг. Вместе с тем, совокупность характеристик транспортного средства, указанная Заказчиком, не позволяет оказать услуги Заявителю.
Относительно требования к году выпуска автомобилей Комиссия отмечает следующее.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ N 196) находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
В силу п. 4 ст. 18 ФЗ N 196 транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Таким образом, поскольку объектом закупки является не приобретение автомобиля, а оказание услуг, одним из требований к которым, согласно Техническому заданию, является соответствие таких услуг требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ФЗ N 196, требование к году выпуска автомобиля не ранее 2022 г. в данному случае является излишним, равно как и само по себе требование к году выпуска автомобиля. Кроме того, в адрес Комиссии не представлено доказательств того, чем автомобиль 2021 года выпуска, хуже автомобиля, выпущенного в 2022 году.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к оказываемым услугам в части требований к характеристикам предоставляемых в аренду транспортных средств ограничивают количество участников закупки, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также Комиссия отмечает, что согласно ч. 1 ст. 19 Закона о закупках под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона о закупках Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными ч. 3 ст. 19 Закона о закупках, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:
- правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст. 99 Закона о закупках) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со ст. 19 Закона о закупках.
В силу п. 3 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о закупках осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Распоряжением администрации г. Перми от 01.06.2016 г. N 64 "Об утверждении ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) по администрации города Перми, муниципальным казенным и бюджетным учреждениям, подведомственным администрации города Перми, перечня (наименования) заказчиков, в отношении которых устанавливаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" утвержден ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) по администрации города Перми, муниципальным казенным и бюджетным учреждениям, подведомственным администрации города Перми (далее - перечень).
Пунктами 22, 23 перечня утверждены требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам, утвержденные заказчиком при проведении закупок на оказание услуг по аренде и лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств без водителя. Так, из указанных пунктов перечня следует, что мощность двигателя легкового автомобиля или легкового автотранспортного средства должна составлять не более не более 200, 150 л.с.
Поскольку Заказчик является муниципальным казенным учреждением, подведомственным администрации г. Перми, при формировании объекта закупки должен руководствоваться требованиями указанного распоряжения.
На основании изложенного Комиссия пришла к вводу о необходимости передачи материалов жалобы по подведомственности для проведения проверки на предмет соблюдения требований нормативно-правовых актов в части нормирования.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Р Авто" на действия МКУ "Управление по эксплуатации административных зданий г. Перми" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аренде легкового автомобиля, без водителя (изв.N 0856300001122000083) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
5. Передать материалы настоящей жалобы по подведомственности в адрес Департамента финансов администрации города Перми в части нарушения требований ст. 19 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022