Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - Заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист-эксперт А.Н. Пшенникова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Константа" (ИНН 2463123780) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Константа" (ИНН 2463123780) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-19446/21 "Поставка сока (г. Красноярски прилегающие территории)", извещение N 0119200000121018578 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Константа" условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Константа" были направлены уведомления о проведении проверки по включению РНП N 024/10/104-3187/2022, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В заседании по рассмотрению обращения о включении в РНП заказчик и общество присутствие своих представителей не обеспечили.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из обращения заказчика, следует, что между КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" и ООО "Константа" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N 2021.8578 от 02.02.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Константа" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта "Поставщик обязуется передать в собственность продукты (соки) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Согласно пункту 3.1 контракта: "Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 (пять) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта. Заявка может быть направлена по факсу (при наличии), по электронной почте на адрес электронной почты Поставщика указанный в разделе XIV Контракта.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком".
В соответствии с пунктом 3.4 контракта: "Срок поставки Товара: с 01 мая 2022 до 30 апреля 2023года. Периодичность поставки: по заявкам Заказчика, два раза в месяц. Время поставки с 08:00 ч. до 15:30 ч. (обеденный перерыв с 12:00, до 12:30 ч), выходной: суббота, воскресенье".
В соответствии с пунктом 11.2 контракта: Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 23.09.2022. Решение было размещено в ЕИС 07.11.2022.
Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе заказчиком размещено в ЕИС - 18.11.2022. Таким образом, контракт вступает в силу и считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (учитывая положения статей 191-193 ГК РФ). Кроме того Комиссия установила, что заказчик перевел контракт в статус "Исполнение прекращено" 21.11.2022 (вкладка "Журнал событий"). Таким образом, заказчиком соблюден срок одностороннего расторжения контракта, установленный действующим законодательством.
Из материалов проверки Комиссией установлено:
Согласно пункту 3.1 контракта заказчиком были направлены заявки на поставку сока, в соответствии с которыми обществу в установленные контрактом сроки необходимо было поставить запрашиваемое количество продукции.
В адрес Красноярского УФАС России от заказчика были представлены доказательства направления заявок в адрес общества по электронному адресу, указанному в контракте от 01.08.2022, 23.08.2022, а также направление претензий от 25.08.2022 N1418, 02.09.2022 N 1454.
При этом Комиссией было установлено обстоятельство того, что контракт исполнялся ненадлежащим образом, доказательств того, что ООО "Константа" не исполнило обязательств по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что не выполнение поставщиком обязательств по поставке продуктов питания в КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" влекут негативные последствия для учреждения, которому необходима поставка продуктов питания.
При этом Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнялся надлежащим образом, поскольку не было представлено доказательств, что направленные заказчиком заявки на поставку товара обществом были исполнены. Доказательств того, что ООО "Константа" не исполнило обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем неисполнение поставщиком обязательств по поставке сока в КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" влекут негативные последствия для учреждения, которому необходима поставка продуктов питания.
Комиссии не были представлены доказательства исполнения обществом обязательств по контракту.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
При этом Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнялся надлежащим образом, поскольку не было представлено доказательств, что направленные заказчиком заявки на поставку товара обществом были исполнены. Доказательств того, что ООО "Константа" не исполнило обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств своей добросовестности общество Комиссии не представило.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у ООО "Константа" отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ООО "Константа" нарушившим существенные условия контракта.
Согласно пункту 15 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО "Константа" (660100, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 27, кв. 6, ИНН 2463123780) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
18.11.2022 |
23.11.2022 |
21.11.2022 |
0 |
21.11.2022 |
28.11.2022 |
28.11.2022 |
0 |
01.12.2022 |
30.11.2022 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 ноября 2022 г. N 024/10/104-3187/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022