Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение МКУ "Служба заказчика Краснотурансокого района" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ПСК "Провод Групп" (ИНН 2224178940) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на "Разработка проектной документации на объект "Строительство очистных сооружений канализации производительностью 800м3 в сутки в с. Краснотуранск", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "ПСК "Провод Групп" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на "Разработка проектной документации на объект "Строительство очистных сооружений канализации производительностью 800м3 в сутки в с. Краснотуранск", извещение N 0819600002520000037, ИКЗ 203242200420824220100100160017112244.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "ПСК "Провод Групп" были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки РНП N024/10/104-3248/2022, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО "ПСК "Провод Групп" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 29 ноября 2022 года в 09:30, представитель подрядчика и представитель заказчика присутствовали.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации на объект "Строительство очистных сооружений канализации производительностью 800м3 в сутки в с. Краснотуранск".
11.09.2020 между муниципальным казенным учреждением "Служба заказчика Краснотуранского района", с одной стороны и ООО "Проектно-строительной компанией "ПРОВОД ГРУПП" с другой стороны, заключен Контракт N 9/2020 на выполнение работ по разработке проектной документации на объект "Строительство очистных сооружений канализации производительностью 800м3 в сутки в с. Краснотуранск" (далее - Контракт).
Цена контракта составила 3 809 900 руб.00 коп.
Срок начала выполнения работ - со дня, следующего за днем заключения контракта.
Срок завершения работ -26 октября 2020 г., согласно графику выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
Под результатом работ по Контракту понимается проектно-сметная документация и отчет об инженерных изысканиях, выполненные в соответствии с Заданием на проектирование и отвечающие требованиям норм действующего законодательства, на которые получены положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также рабочая документация, разработанная в соответствии с Заданием на проектирование.
Датой исполнения Подрядчиком обязанностей, предусмотренных п. 1.1 Контракта, считается дата подписания Заказчиком акта передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий (Приложение N 3 к Контракту), Акт приемки-передачи выполненных работ (результатов работ) (Приложение N 4 к контракту).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком в адрес Подрядчика неоднократно направлялись уведомления о нарушении сроков выполнения работ и требования о предоставлении актов выполненных работ (уведомление и претензионные письма N 68 от 31.10.2020 г, N 62 от 27.10.2020 г. N 83 от 09.12.2020 г, N 93 от 28.12.2020 г/N 20 22.03.2021 г., N ' 03-20/110 от 19.01.2022 г, N 10 от 19.01.2022 г, N 14 от 14.04.2022 г. N 33 от 01.06.2022 г, N63 05.10.2022 г.).
Однако до даты принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке подрядчиком не предоставлены документы, свидетельствующие о выполненной работе, в связи с чем, руководствуясь пунктом 11.3 Контракта, частью 8 и 9 Закона о контрактной системе, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом
Важным обстоятельством для принятия решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков является соблюдение заказчиком процедуры уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 08.11.2022. Решение было размещено в ЕИС - 08.11.2022 (вкладка на странице контракта в реестре контрактов "Решение об одностороннем отказе"). Решение вступило в законную силу 21.11.2022 (указанная дата отображается в ЕИС, как дата расторжения контракта). Статус контракта 23.11.2022 переведен заказчиком в "исполнение прекращено". Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта не нарушена.
Таким образом, заказчиком в полном объеме был предоставлен десятидневный срок для устранения исполнителем нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, оценив довод общества о том, что Контрактом предусмотрены короткие сроки на выполнение работ, что повлекло невозможность исполнения работ по контракту в срок, отмечает следующее.
Общество, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к неудовлетворению потребности заказчика.
Кроме того, являясь профессиональным участником рынка при принятии решения о заключении контракта, общество должно было оценить возможность исполнения контракта в предусмотренные им сроки. Подавая заявку на участие в закупке, подписывая контракт, общество подтвердило свою готовность и согласие на исполнение контракта на содержащихся в нем условиях.
Комиссия принимает во внимание, что заказчиком неоднократно были продлены сроки исполнения контракта, учитывая, что результат работы (подготовленная подрядчиком проектная документация) должны были быть представлены заказчику еще 26.10.2020 г.
Довод общества о том, что у заказчика имеются результаты работ по Контракту в полном объеме, что подтверждается Актом - сдачи приемки проектной документации от 15.06.2022, не подтверждает добросовестность ООО "СПК "Пром Групп" при исполнении контракта, поскольку данный акт был подписан со стороны заказчика с целью предоставления обществу необходимого пакета документов для направления проектно-сметной документации в КГАУ "Красноярская государственная экспертиза".
Обществом 08.07.2022 получено отрицательное заключение по экспертизе проектно-сметной документации.
Таким образом, обществом не был предоставлен результат работ (надлежащим образом подготовленная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация), в целях достижения которого заключался контракт, что свидетельствует о недобросовестности лица при исполнении обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского Кодекса если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Проанализировав фактические обстоятельства, изложенные в представленных документах, Комиссия пришла к выводу о наличии у заказчика оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке, поскольку, несмотря на неоднократное продление сроков для выполнения работ по контракту, ООО "СПК "Провод Групп" в полном объеме их так и не выполнило.
Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Следует отметить, что в случае, если заказчиком закупаются работы, результатом которых как итог, необходимо получить положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию и отчет об инженерных изысканиях, то ценность для заказчика она имеет только в том случае, если это утверждение получено.
В том случае, если работы были выполнены, но на "проектно-сметную документацию" не получено положительного заключения государственной экспертизы, нельзя говорить, что общество надлежащим образом исполнило контракт.
Согласно условий контракта, результатом выполненных работ является проектно-сметная документация и отчет об инженерных изысканиях, выполненные в соответствии с Заданием на проектирование и отвечающие требованиям норм действующего законодательства, на которые получены положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также рабочая документация, разработанная в соответствии с Заданием на проектирование. Соответственно неполучение положительного заключения государственной экспертизы на вышеуказанную проектно - сметную документацию обществом сделало для заказчика нужду неисполненной и потребность в полном объеме неудовлетворенной.
В том случае, если бы не было нужды для заказчика получать положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, можно было бы при исполнении части работ сказать, что подрядчик частично исполнил работы и поэтому проявил добросовестность в своих действиях, но в данном случае без положительного заключения о прохождении государственной экспертизы заказчик сделанный результат далее использовать не может, таким образом нельзя утверждать, что общество добросовестно выполнило работы. При этом пока не получено вышеуказанное положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, заказчик не может пользоваться объектом, ввести его в эксплуатацию, то есть не может воспользоваться никакими исполненными обществом работами.
Таким образом, Комиссия пришла в оспариваемом решении к выводу о недобросовестности подрядчика при исполнении вышеуказанного контракта.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у общества отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать общество нарушившим существенные условия контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: - принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; - надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе, Кроме того Комиссией не установлено, что обществом были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице.
Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта. При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "ПСК "Провод Групп" (ИНН: 2224178940, 222401001 пр-т Комсомольский, д. 112, оф. 5, г. Барнаул, Алтайский край, 656038) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.11.22 |
24.11.22 |
23.11.22 |
0 |
23.10.22 |
30.11.22 |
29.11.22 |
0 |
02.12.22 |
02.12.22 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев с даты принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 ноября 2022 г. N 024/10/104-3248/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022