Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителей:
от Закзачика - Пак С.М., Сохан Н.П.;
от Общества - Кобяков К.П.
05.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, которым допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, незаконное отклонение участника закупки.
Рассмотрение жалобы уведомлением N 05-1419 эл от 07.10.2022 назначено на 10.10.2022 в 14 часов 15 минут.
Ввиду пропуска срока подачи жалобы Заявителем, жалоба N 065/06/106-593/2022 по существу не рассматривалась.
Руководствуясь пп. "б" п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведя внеплановую проверку электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по капитальному ремонту здания аптеки 88 для размещения гинекологического отделения на 50 коек по адресу: г. Южно-Сахалинск пр. Мира 430 "Б"" (извещение N 0361200015022005024) (далее - аукцион) установила следующее.
Уведомлением N 05-1624эл от 07.11.2022 с учетом переносов, рассмотрение назначено на 22.11.2022 в 14 часов 15 минут.
22 сентября 2022 года ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Учреждение) размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: "Выполнение работ по капитальному ремонту здания аптеки 88 для размещения гинекологического отделения на 50 коек по адресу: г. Южно- Сахалинск пр. Мира 430Б" (извещение N 0361200015022005024).
Начальная (максимальная) цена контракта: 138 237 700 рублей.
Дата окончания подачи заявок 30 сентября 2022 года.
До даты окончания срока подачи заявок подано две заявки.
30 сентября 2022 года, на основании направленных оператором электронной площадки заявок участников закупки, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и протокола подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0361200015022005024 членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и приняты решения о соответствии поданных заявок Закону о контрактной системе и положениям извещения об осуществлении закупок.
По результатам подведения итогов определения поставщика Победителем аукциона признан участник закупки N 1, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 123 722 741 рублей 50 копеек. (Сто двадцать три миллиона семьсот двадцать две тысячи семьсот сорок один рубль 50 копеек).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4,5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Оператором электронной площадки, по предмету контракта не предоставлены документы об опыте работ по связанному с предметом закупки - капитальный ремонт зданий, в связи с чем в участии в закупке Обществу было отказано.
Дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N 2571 (далее - приложение). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
Согласно позиции 7 раздела II Постановления N 2571 Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливаются следующие требования о наличии опыта:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Из информации ЕИС следует:
Общие сведения
Код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023 Наименование товара, работы, услуги Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения.
Описанием закупки является Техническое задание Капитальный ремонт здания аптеки N 88 для размещения гинекологического отделения на 50 коек, проектно-сметная документация, рабочая документация на проведение работ по капитальному ремонту" в составе 1 раздела смета.
Согласно ч. 12.3. ст. 48 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным федеральным органом исполнительной власти. осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии с пунктом 3 ч. 13 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства).
В соответствии со п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкции объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов,
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 N 881 утвержден перечень работ по замене и восстановлению несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, выполнение которых может осуществляться при осуществлении капитального ремонта зданий и сооружений.
Таким образом предметом закупки является капитальный ремонт здания.
Заказчик в свою очередь считает, что требования к опыту работ необходимо установить в соответствии с позицией 7 раздела II Постановления N 2571 ввиду следующего.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В составе работ объекта закупки присутствуют работы, попадающие под реконструкцию, такие как:
1. ЛСР 02-01-01:
1.1 раздел 2 - организация проемов (изменение площади объекта);
1.2 Раздел 3, п.32 - демонтаж перегородок (изменение планировки, перестройка);
1.3 Раздел 9, п. 137,140 - устройство новых перегородок (изменение планировки, перестройка);
2. ЛСР 02-01-02:
2.1 раздел N1 - пандус (расширение объекта капитального строительства);
2.2 раздел N3,4,5 - монолитные стены (изменение площади);
2.3 раздел N6 - усиление проемов (изменение площади)
Комиссия проанализировав информацию размещенную в ЕИС и представленную на заседание, пришла к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 2571, если объект закупки помимо работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства включает работы по капитальному ремонту и (или) сносу объекта капитального строительства, применяется позиция 7 приложения. В данном случае, Заказчиком объект закупки определен как работы по капитальному ремонту, соответственно должна применяться позиция 10 приложения. В соответствии с позицией 10 раздела II Постановления N 2571 Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) устанавливаются следующие требования о наличии опыта:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Заказчиком указано, что ввиду отсутствия разграничения работ относящихся к капитальному ремонту и реконструкции, в связи с чем, он по собственной инициативе отнес указанные виды работ к реконструкции и установил требования к опыту по позиции 7 раздела II Постановления N 2571. Однако имеется проектная сметная документация (далее - ПСД) на капитальный ремонт, разработанная в соответствии с ГрК РФ, в котором отсутствует указание на виды работ относящихся к реконструкции объекта капитального строительства, соответственно Комиссия полагает, что Заказчик не мог разделять виды работ по своему усмотрению.
Комиссия, исследовав информацию опубликованную в ЕИС, а так же предоставленные документы, пришла к выводу, что Заказчик необоснованно установил требования по позиции 7 раздела II Постановления N 2571, что приводит к нарушениям ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что контракт заключен, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" нарушившим положения ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: К.В. Солонин
Члены комиссии: Е.Э. Осташова
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 ноября 2022 г. N 065/06/106-583/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022