Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист-эксперт;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская больница N 16" (БУЗ ВО "ВГБ N16") Поповой А.И. (доверенность от 25.11.2022 года), Добросоцких Е.В. (доверенность от 28.11.2022 года N20),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Скоркиной Н.В. (доверенность от 23.04.2022 года N20), Григоряна А.С. (доверенность от 19.09.2022 года);
заявителя - индивидуального предпринимателя Пономаревой Елены Петровны Пономарева Ю.А. (доверенность от 28.11.2022 года),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономаревой Елены Петровны на действия заказчика - БУЗ ВО "ВГБ N16", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка реагентов (извещение N 0131200001022013051),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Пономаревой Е.П. (далее - заявитель) на действия заказчика - БУЗ ВО "ВГБ N16" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона: Поставка реагентов (извещение N 0131200001022013051) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в установлении Описании объекта закупки требований к товару, ограничивающих количество участников закупки, а именно: установление дополнительных требований к товару, не влияющих на функциональные, технические, качественные, характеристики товара, не позволяющих поставить товар производителя ООО "РЕАМЕД"; требований об указании в заявке на участие в аукционе конкретных значений показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 29.11.2022 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
11.11.2022 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 588050.00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 23.11.2022 NЦПА1на аукционе поданы ценовые предложения от двух участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.11.2022 NИЭА1 победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 113042978.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-КТРУ, каталог) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании пунктов 9, 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил, который включает следующую информацию: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и пр.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Функциональные, качественные характеристики, характеристики объекта закупки представлены в Описании объекта закупки (приложение N3 к извещению о проведении аукциона), в том числе:
N поз. |
Наименование товара КТРУ |
Дополнительные характеристики товара |
|
1 |
Подсчет клеток крови ИВД, реагент 21.20.23.110-00005033 |
Сульфат и хлорид натрия не более 0,8%,, противомикробные вещества не более 0,8% |
|
2
|
Подсчет клеток крови ИВД, реагент 21.20.23.110-00005041 |
четвертичная аммониевая соль (тетродецилтриметеламмония бромид) не более 23 г/л, цианид калия не более 0,25 г/л, буферы и стабилизаторы, предохраняющие вещества, в т.ч. соли ЭДТА не более 0,5% четвертичная аммониевая соль (тетродецилтриметеламмония бромид) не более 23 г/л, цианид калия не более 0,25 г/л, соли ЭДТА не более 0,5% |
|
3
|
Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы КТРУ: 21.20.23.110-00005491 |
протеолитический фермент не более 1%, хлорид и формиат натрия не более 1,4%,, пропиленгликоль не более 4,25% |
|
4 |
Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем 21.20.23.110-00005582 |
протеолитический фермент не более 10,00%, консерванты не более 1,50%, ПАВ не более 0,85%, деионизированная вода по объему не менее 87,65% |
|
5 |
Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал 21.20.23.110-00005063 |
Сульфат натрия безводный не более 0,60% Хлорид натрия не более 0,4% Консерванты и ПАВ не более 1,60% Деионизированная вода по объему не менее 97,4% |
|
6 |
Набор реагентов для гематологического анализатора 21.20.23.110 |
Четвертичная аммониевая соль не более 5,5% Бесцианидный лизирующий компонент не более 0,1% Консерванты не более 0,1% |
|
|
Ферментативный очиститель (энзиматик) |
Протеолитический фермент не более 1,00% Хлорид натрия не более 0,50% Консерванты и ПАВ не более 0,15% |
|
|
Раствор очищающий |
Гипохлорит натрия не более 2,00% Гидроксид натрия не более 0,50% Четвертичная аммониевая соль не более 0,025% |
|
|
Ферментативный очиститель концентрат (энзиматик концентрат |
Протеолитический фермент не более 10,00% Консерванты и ПАВ не более 2,35% |
В качестве обоснования необходимости использования дополнительной информации в Описании объекта закупки указано: реагент с данным химическим составом полностью совместим с имеющимся у заказчика гематологическим анализатором MicroCC-20Plus, обеспечивает корректную работу анализатора и надлежащее качество исследований. Любые изменения в химическом составе реагентов неизбежно приведут к необходимости изменения настроек анализатора, дополнительным процедурам калибровок, дополнительным измерениям контрольных материалов и, следовательно, увеличению финансовых и трудовых затрат заказчика.
Представитель заказчика на рассмотрении жалобы пояснил, что для бесперебойной работы гематологического анализатора одновременно должны использоваться реагенты только одного производителя (изотонический раствор, лизирующий и ферментативных очиститель) для обеспечения полной совместимости и выполнения с достоверной точностью общего анализа крови. Заказчику необходимы к поставке реагенты того же производителя, что и имеющиеся на складе на данный момент - реактивы "Клиникал Диагностик Солюшнз".
Представитель заказчика указал на пункт 2.4 Инструкции пользователя гематологического анализатора MicroCC-20Plus в соответствии с которым: "Для работы прибора необходимы реагенты для разведения, лизирующий раствор, растворы для промывания и очистки. Их используют во время измерения и выполнения работ из обслуживания анализаторов. Для обеспечения необходимой точности получаемых результатов используйте регенты, которые рекомендованы фирмой-производителем", также заказчик сослался на информационное письмо компании High Technology Inc. (производитель гематологического анализатора MicroCC-20Plus) с информацией о том, что "корректная работа автоматических гематологических анализаторов MicroCC-20Plus обеспечивается только при использовании реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия) или "High Technology Inc" (США), как адаптированных для работы на данном типе анализаторов и прошедших соответствующие испытания. Попытка использования реагентов других производителей на автоматических гематологических анализаторах модели MicroCC20Plus может привести к снижению точности получаемых результатов, некорректной работе анализаторов и выходу приборов из строя".
На рассмотрение обращение заказчиком представлена копия не содержащего реквизитов письма Higt Technology, копия Инструкции пользователя гематологического анализатора MicroCC-20Plus.
Комиссия Воронежского УФАС России, пришла к выводу, что описание необходимости использования дополнительной информации не содержит надлежащего обоснования несовместимости товаров с характеристиками, отличными от указанных в Описании объекта закупки с оборудованием, имеющимся у заказчика.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Однако в Описании объекта закупки указания на товарные знаки по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не использованы и на рассмотрении жалобы представителями заказчика, уполномоченного органа не представлено документальных доказательств необходимости обеспечения взаимодействия товаров с определенными товарными знаками с оборудованием, используемым заказчиком.
Заказчиком, уполномоченным органом при описании объекта закупки применена дополнительная информация, не включенная в позиции КТРУ без надлежащего обоснования необходимости использования такой информации в описании товара.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, выразившиеся в применении при Описании объекта закупки дополнительной информации в отношении характеристик закупаемого товара, не предусмотренных позициями КТРУ без обоснования необходимости использования такой информации.
Также Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что согласно п.2.9 Приложения N 4 к извещению Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению если в "Описании объекта закупки" установлено максимальное значение показателя, сопровождаемое словами "не более", "менее", "до", "по", "не выше" и прочими, или знаком "<", то участник закупки указывает в заявке конкретное значение показателя, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.17 настоящей инструкции.
На основании п. 2.17 указанного Приложения если в "Описании объекта закупки" установлен показатель (в том числе диапазонный) в том числе в соответствии с техническими регламентами, ГОСТ, ТУ, СанПин, иными документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и данный показатель отмечен значком "*", то значение такого показателя не подлежит изменению и участник указывает в заявке именно такое значение показателя, в том числе диапазонное (например, "не менее 4"), либо конкретное значение показателей, в зависимости от значения, установленного производителем, входящее в указанный диапазон.
Таким образом, в соответствии с требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению участник закупки указывает в заявке конкретное значение показателя.
Вместе с тем, конкретные значения показателей становятся известными при испытании определенной партии товара, что подтверждается инструкциями по применению набора реагентов диагностических для обеспечения работы гематологических анализаторов (например, производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз", ООО "РЕАМЕД") которые содержат диапазонные значения показателей.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Требования об указании в заявке на участие в аукционе конкретных значений показателей является избыточными, ограничивают количество участников закупки.
Комиссией Воронежского УФАС России принято во внимание представленное заявителем на рассмотрение жалобы письмо от 14.11.2022 года, исх. N22-306 директора ООО "Риамед" - производителя медицинского изделия "Комплект реагентов "Юни-Гем", которым сообщается, что производимые ООО "Риамед" реагенты обеспечивают работу многопараметровых гематологических анализаторов, том числе, гематологического анализатора MicroCC-20Plus. ООО "Риамед" не представляется возможным предоставить покупателю конкретные параметры характеристик реагента до выпуска определенной партии.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в установлении в Описании объекта закупки требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономаревой Елены Петровны на действия заказчика - БУЗ ВО "ВГБ N16", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка реагентов (извещение N 0131200001022013051) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - БУЗ ВО "ВГБ N16", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, выразившиеся в применении в Описании объекта закупки дополнительной информации в отношении характеристик закупаемого товара, не предусмотренных позициями КТРУ без обоснования необходимости использования такой информации; ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в установлении в Описании объекта закупки требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
3. Выдать заказчику - БУЗ ВО "ВГБ N16", уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 29.11.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 02.12.2022 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии М.С. Сороколетов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 ноября 2022 г. N 036/06/33-1331/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022