В связи с поручениями Президента Российской Федерации от 23.05.2019 г. NПр-907 и ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Инспекция Воронежского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Михин С.В. заместитель руководителя управления, руководитель инспекции;
Сисева Н.И. заместитель начальника отдела - участник инспекции;
Сороколетов М. С. специалист-эксперт - участник инспекции;
в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика - Департамента строительной политики Воронежской области при проведении закупки в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" (реестровый номер торгов 0131200001022007148). В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
У С Т А Н О В И Л А:
Воронежским УФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика - Департамента строительной политики Воронежской области при проведении закупки: стерилизатор плазменный (реестровый номер торгов 0131200001022007148).
Рассмотрев документы по проводимому аукциону, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Воронежского УФАС России установила следующее.
14.07.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении аукциона (реестровый номер торгов 0131200001022007148).
Вышеназванная закупка осуществлена в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение".
Предметом закупки являлась поставка медицинского оборудования (стерилизатор плазменный. Код ОКПД2: 32.50.12.000) для обеспечения государственных нужд по строительству объекта "Поликлиника для БУЗ ВО "Новоусманская РБ" в с. Новая Усмань Новоусманского района, Воронежской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 633 333 (шесть миллионов шесть сот тридцать три тысячи триста тридцать три) руб. 33 коп.
1. Согласно ч.ч. 1, 2, ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать следующие документы:
1) описание объекта закупки;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. Установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не допускается;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Таким образом, извещение о проведении закупки соответствует положениям Закона о контрактной системе.
2. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.07.2022 г. (далее - Протокол), на участие в аукционе была подана одна заявка с идентификационным номером 112332055 (ИП Аринчина В. А.), которая была признана соответствующей требованиям.
В силу ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов включает в себя следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и указанием Закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п.п. 1 - 4 ч. 1 ст. 52 Закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ (в данном случае - аукцион) признается несостоявшимся, если на участие в закупке подана только одна заявка. В таком случае, аукцион проводится с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 ст. 52 Закона:
1) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику заявку (все части заявки) на участие в закупке, а также необходимую информацию и документы;
2) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
а) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям извещения или об отклонении заявки, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола осуществляет действия, предусмотренные ч. 16 ст. 48 Закона (размещение протокола подведения итогов в единой информационной системе);
4) протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе;
6) контракт с участником закупки, подавшим одну заявку на участие, в случае принятия решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении, заключается как с единственным поставщиком в соответствии с ч. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно упомянутой норме ст. 93, контракт должен заключаться:
1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке;
2) по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения), либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона;
3) в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Как указано в Извещении, в отношении участников закупки установлены преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе и приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N126н). Также, Извещение содержит положение об ограничении допуска товаров в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3, 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) посредством проведения открытых конкурентных способов, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п. 1.3 приказа N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 20% в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики). Однако, в соответствии с п. 2 приказа N126н, положение п. 1.3 не применяется, если
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся;
б) все заявки участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке , содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств-членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона.
Инспекцией установлено, что поставленный товар произведен на территории РФ, и положения ст. 14 Закона о контрактной системе и приказа N126н не применяются.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
По результатам проведенной проверки действий заказчика - Департамента строительной политики Воронежской области при проведении закупки: стерилизатор плазменный (реестровый номер торгов 0131200001022007148) нарушений не установлено.
Руководитель Инспекции Михин С. В.
Участник Инспекции Сисева Н. И.
Участник Инспекции Сороколетов М. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30 ноября 2022 г. N 036/06/99-1382/2022 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - национальные проекты - внеплановая проверка - комиссия по осуществлению закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022