Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рабочие тендерные системы-Гарантия" (далее - ООО "РТС-Гарантия", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для лаборатории (пробирки для СПИД лаборатории) (Реестровый номер 2022.076822)" (извещение N 0352300058222000056) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11324-ЭП/22 от 17.11.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 02.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300058222000056 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 227300 руб.
10.11.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 7 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение сделано участниками закупки с идентификационными номерами заявок 7 и 3, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 68,01 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 11.11.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 7 с ценой контракта 72691 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений Комиссия установила следующее.
В жалобе дословно было указано: "Объектом закупки являются лабораторные пробирки и заказчиком применяются ограничения и условия допуска по национальному режиму: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с частью 2 Постановления N 102 установлено:
"Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке".
В связи с тем, то закупаемые товары включены в вышеуказанный перечень, при подведении итогов электронного аукциона, заказчик обязан отклонить все заявки, предлагающие к поставке товар иностранного производства.
Согласно размещенному в Единой Информационной Системе проекту контракта, заказчик планирует заключить нормативно-правовой документ с Обществом с ограниченной ответственностью "ИМБИАН ТРЕЙД", предлагающим к поставке товары иностранного производства, а именно из Китайской Народной Республики.
Являясь официальным представителем нескольких российских заводов-производителей лабораторных пробирок, а также входя в состав группы компаний, заявки на электронный аукцион подается от нескольких участников, которые содержат документы на товар, предлагаемые к поставке, страной происхождения которых являются Российская Федерация, а также имеют указания на товарные знаки 2 разных российских производителей.
Положительное Решение по аналогичному вопросу было выдано Красноярским УФАС от 21 октября 2022 года N 024/06/106-2785/2022 (скан Решения прилагается).
На основании вышеизложенного прошу провести внеплановую проверку, отменить протокол подведения итогов закупки, обязать заказчика провести новое рассмотрение заявок, с применением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Возражений на доводы жалобы заказчиком представлено не было.
Частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пунктов 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102) для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Учитывая, что закупаемый заказчиком товар включен в перечень N 1 (код ОКПД2 32.50.13.190 "Пробирки вакуумные для взятия венозной крови") отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещение об осуществлении закупки содержало соответствующие ограничения и условия допуска, при этом электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее -закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", размещенный в составе извещения об осуществлении закупки, также содержал соответствующие требования к содержанию заявок.
Проверив заявки всех участников закупки, Комиссия установила, что три участника закупки (идентификаторы заявок 13801505, 13803336, 13806251) предложили к поставке следующие товары:
- "Вакуумная пробирка для взятия венозной крови "UNIVACR" по ТУ 9398-035-59879815-2014" (производства ООО "Эйлитон", Россия, регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2307 от 27.09.2018);
- "Пробирка вакуумная для взятия венозной крови "ZMT" по ТУ 9398-005-51834327-2016" (производства АО "ЗМТ", Россия, регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7617 от 25.07.2022);
- "Пробирки вакуумные МиниМед по ТУ 32.50.50-024-29508133-2017" (производства ООО "МиниМед", Россия, регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8175 от 27.12.2019).
При этом указанные заявки содержали необходимый комплект документов, предусмотренный требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Участники закупки (идентификаторы заявок 13807483 и 13808471) предложили к поставке товар со страной происхождений Китай.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае присутствовала совокупность условий, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, следовательно, заявки участников закупки, содержащие предложение о поставке товара иностранного происхождения, подлежали отклонению.
Вместе с тем в нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 комиссией по осуществлению закупок заказчика заявки, содержащие предложение о поставке иностранного товара, были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией также установлено следующее.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе:
характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Указанное свидетельствует о том, что участник закупки должен представить сведения о конкретном товаре, предлагаемом к поставке, с учетом требуемого заказчику количества такого товара.
Кроме того, императивные требования части 1 статьи 34 и части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не предусматривают возможность заказчика на стадии заключения контракта выбрать из заявки участника закупки конкретные позиции товара.
Комиссией установлено, что участниками закупки (идентификаторы заявок 13806952 и 13807233) к поставке в рамках одной позиции без распределения по количеству было предложено несколько различных медицинских изделий.
Учитывая, что заявки участников закупки не позволяют определить, какой именно товар предлагается к поставке, такие заявки подлежали отклонению, поскольку не позволяли идентифицировать товар, предлагаемый к поставке.
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика установлено нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в части признания указанных заявок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рабочие тендерные системы-Гарантия" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для лаборатории (пробирки для СПИД лаборатории) (Реестровый номер 2022.076822)" (извещение N 0352300058222000056).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница", оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 ноября 2022 г. N 055/06/49-976/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022