Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морской ординар" (далее - заявитель, общество, ООО "Морской ординар") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (3) (Реестровый номер 222661)" (извещение N 0852500000122002729) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность от 19.10.2022), "_" (доверенность от 08.06.2022);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11395-ЭП/22 от 18.11.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 03.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122002729 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 16431456,90 руб.
18.11.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 3 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113011739, при этом снижение составило 21%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, от 21.11.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113011739.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
3.1. Жалоба заявителя содержала следующий довод: "В документации к проводимому электронному аукциону Заказчиком нарушены предписания Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620), в частности - объединение в один лот медицинских изделий различных видов номенклатурной классификации, а также Заказчиком указаны требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которые влекут ограничение количества участников закупки. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании положений п. 2 ч. 29 ст. 34 ФЗ N 44 принято Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620, которым установлены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления установлено, что при осуществлении закупок не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий по видам, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает определённые размеры, при этом учитывается также общий объем закупок медицинских изделий, совершенных заказчиком в предшествующем году.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - Номенклатурная классификация) утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий". Номенклатурная классификация размещается в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Номенклатурная классификация содержит: числовое обозначение вида медицинского изделия - шестизначный идентификационный уникальный номер записи, представленный на сайте в первом столбце таблицы; наименование вида медицинского изделия; описание вида медицинского изделия.
Наименование вида не является стандартизованным наименованием конкретного медицинского изделия, а определяет вид или видовую группу, которая представляет собой совокупность изделий, имеющих одинаковое или аналогичное назначение и устройство (конструкцию).
Формирование описания объекта закупки N 0852500000122002729 нарушает требования Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Формирование технического задания указывает на установление в одном лоте с различным числовым обозначением видов медицинских изделий:
Nп/п |
Наименование по КТРУ |
Код вида медицинского изделия |
1-48 |
Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средство КТРУ 32.50.13.190-01024 |
155800 / 155760 |
49-68 |
Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005072 |
177900 |
69 |
Устройство для введения проводника 32.50.13.190 |
н/д |
70 |
Устройство для управления и вращения проводника 32.50.13.190 |
294100 |
71-74 |
Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00116 |
165000 |
75-86 |
Набор для введения сосудистого катетера КТРУ 32.50.13.110-00005130 |
296690 |
87-230 |
Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005033 |
131670 |
Данные медицинские изделия не попадают под исключения, предусмотренные п.2 Постановления N 620, которыми являются закупки медицинских изделий по контрактам жизненного цикла, а также закупки медицинских изделий с расходными материалами, которые предусмотрены производителем для дальнейшего применения, при этом установленная цена аукциона составляет 16 431 456,90 рублей, что превышает установленный Постановлением Правительства лимит в 1,5 млн. рублей.
ФАС России в письмах, направленных в территориальные подконтрольные органы, неоднократно обращал внимание на неправомерность включения в один лот медицинских изделий, поименованных Заказчиком в описании объекта закупки.
Например, в письме ФАС России от 18 января 2022 г. N ПИ/2396/22, адресованному УФАС по Курской области, указаны медицинские изделия, которые неправомерно включены в один лот. В данном письме изложено указание на необходимость учета позиции в работе УФАС по Курской области. Аналогичные письма, с указанием конкретных медицинских изделий направлялись в другие территориальные органы ФАС (Письма ФАС России от 24.02.2022 N ПИ/13922/22, от 02.03.2022 N ПИ/16234/22, от 12.05.2022 N ПИ/46520/22, от 01.02.2022 N ПИ/6912/22)".
В материалы дела на доводы жалобы представлены возражения заказчика (вх. N 11669-ЭП/22 от 24.11.2022), уполномоченного учреждения (вх. N 11583-ЭП от 22.11.2022), которые по существу сводятся к тому, что заказчиком в один лот были правомерно объединены стенты (основное медицинское изделий) с необходимыми для соответствующих манипуляций материалами.
В соответствии с пунктом пункту 2 части 29 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, заказчиком совместно закупаются следующие медицинские изделия по позициям:
- N 1-48 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство";
- N 49-68 "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования";
- N 69 "Устройство для введения проводника";
- N 70 "Устройство для управления и вращения проводника";
- N 71-74 "Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования";
- N 75-86 "Набор для введения сосудистого катетера";
- N 87-230 "Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования".
Действительно, приведенные медицинские изделия относятся к различным кодам вида в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Вместе с тем из инструкций на взаимозаменяемые медицинские изделия, представленных заказчиком, следует, что закупаемые совместно со стентами иные вышеуказанные медицинские изделия предусмотрены производителями для использования как необходимые или требуемые материалы:
- "Стент коронарный XIENCE Sierra с лекарственным покрытием эверолимус на системе доставки" (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9299 от 29.11.2019, производства "Эбботт Васкуляр", США) (пункт инструкции 17.2 "Необходимые материалы");
- "Стент-система коронарная XIENCE Alpine, выделяющая лекарственный препарат эверолимус (Everolimus)" (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8132 от 15.02.2019, производства "Эбботт Васкуляр", США) (пункт инструкции 9.2 "Необходимые материалы");
- "Система коронарного стента с покрытием Зотаролимус с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07939 от 13.11.2017, производства "Медтроник Инк", США) (пункт инструкции 9.1 "Требуемые материалы").
Таким образом, Комиссией установлено, что инструкциями по применению стентов для коронарных артерий предусмотрена необходимость совместного применения стента с проводником для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования, устройством для введения проводника, устройством для управления и вращения проводника, шприцом-манометром для баллонного катетера, одноразового использования, набором для введения сосудистого катетера, катетером внутрисосудистым проводниковым, одноразового использования для осуществления соответствующей манипуляции.
Как следует из пункта 3 Критериев разграничения элементов медицинского изделия, являющихся составными частями медицинского изделия, в целях его регистрации, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 N 116, если элемент является изделием или материалом, расходуемыми при использовании медицинского изделия, обеспечивающими проведение манипуляций в соответствии с функциональным назначением медицинского изделия, то такой элемент относится к расходным материалам к медицинскому изделию. При этом в качестве расходного материала к медицинскому изделию допускается использование другого медицинского изделия, в том числе зарегистрированного в установленном порядке и допущенного к обращению в рамках Евразийского экономического союза.
Из пояснений заказчика следует, что применение (имплантация) стентов для коронарной артерии без соответствующего расходного материала невозможно в силу специфики проведения хирургической операции внутрисосудистым методом под контролем рентгеновских лучей.
Следовательно, изделия, применяемые для имплантации стентов (система доставки и установки стента) являются необходимыми для выполнения операции и по отношению к стентам - расходными (одноразовыми) материалами.
Иных способов доставки стента в каронарную артерию без использования указанных расходных материалов (проводниковые катетеры, шприцы-манометры с балонным катетером) не существует, доказательств обратного заявителем не представлено.
Комиссия также учитывает позицию заказчика о том, что при оказании плановой или неотложной хирургической помощи пациентам с ишемической болезнью сердца хирург должен иметь в арсенале всю размерную линейку расходного материала и стентов, поскольку невозможно заранее предположить анатомические особенности сосудистого и коронарного русла пациента в острых ситуациях, когда время от прибытия в приемное отделение до операции должно составлять от 20 до 60 минут (см. пункт 3.9.3 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 N 46740)).
Фактически формирование заказчиком объекта закупки обусловлено его объективными потребностями и социальной значимостью выполняемых медицинских операций, комплексная закупка вышеназванных медицинских изделий для эндоваскулярной хирургии позволяет заказчику бесперебойно оказывать неотложную медицинскую помощь пациентам, снизить риск неполной поставки медицинских изделий или поставки несовместимых медицинских изделий.
При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что заказчиком на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 в один лот были объединены вышеприведенные медицинские изделия, в связи с чем довод жалобы в указанной части признан необоснованным.
Изложенные выводы Омского УФАС России соответствуют сложившейся судебной практике по делам N А46-21127/2021, N А46-21129/2021.
3.2. В части довода об объединении в один лот стентов для коронарных артерий рассасывающихся, выделяющих лекарственное средство с кодами вида медицинского изделия 155800 и 155760, Комиссия отмечает следующее.
Как было указано выше, заказчиком по позициям N 1-48 закупается медицинское изделие "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство". Описание закупки по данным позициям составлено с учетом каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (ред. от 31.10.2022).
При этом позиции КТРУ, например, 32.50.13.190-02381, изначально сформированы для двух медицинских изделий с различными кодами вида 155800 "Стент для коронарных артерий выделяющий лекарственное средство, с нерассасывающимся полимерным покрытием", 155760 "Стент для коронарных артерий выделяющий лекарственное средство, с рассасывающимся полимерным покрытием".
Комиссия учитывает, что заказчиком в описании объекта закупки не установлено требований к стентам в части полимерного покрытия (нерассасывающееся или рассасывающееся), а также требования о конкретном коде вида медицинского изделия, т.е. характеристик, свидетельствующих о закупке различных видов медицинских изделий. При этом следует отметить, что стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием хоть и имеют разные коды вида медицинского изделия, но оба относятся к виду 14 "Сердечно-сосудистые медицинские изделия", подвид 14.18. "Протезы сердечно-сосудистые и сопутствующие изделия".
Учитывая изложенное, данный довод жалобы также признан необоснованным.
Данная позиция соответствует судебной практике по делу N А79-10646/2021.
3.3. В жалобе также было указано: "Также следует обратить внимание на то, что Заказчиком в нарушение предписаний ст. 33 ФЗ N 44 составлено описание технического задания. Позиция 38 сформирована под товар единственного производителя - стент коронарный Xience Alpine производителя Abbott Vascular, США. Установленные требования не позволяют подать заявку на участие с изделиями других производителей".
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По общему правилу указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При описании спорной позиции заказчиком использовалась позиция КТРУ 32.50.13.190-02256. Установленные обязательные характеристики применены заказчиком в соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг. При этом извещение об осуществлении закупки содержит обоснование установления дополнительных характеристик по каждой такой характеристике.
Материалами дела подтверждено, что требованиям к товару по позиции N 38 описания объекта закупки, размещенного в составе извещения об осуществлении, соответствуют следующие медицинские изделия:
- "Стент коронарный XIENCE Sierra с лекарственным покрытием эверолимус на системе доставки" (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9299 от 29.11.2019, производства "Эбботт Васкуляр", США);
- "Стент-система коронарная XIENCE Alpine, выделяющая лекарственный препарат эверолимус (Everolimus)" (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8132 от 15.02.2019, производства "Эбботт Васкуляр", США).
Таким образом, требованиям заказчика по позиции 38 подходят различные медицинские изделия, хоть и одного производителя.
Из сравнительной таблицы, представленной заявителем, усматривается, что медицинское изделий "Система коронарного стента с покрытием Зотаролимус с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07939 от 13.11.2017, производства "Медтроник Инк", США) не соответствует потребности заказчика исключительно по характеристике - "Длина стента > 27 и 28 мм".
Однако, как ранее было указано, данная характеристика установлена КТРУ, не предусматривающим расширительного диапазона.
В части характеристики "Материал стента - кобальт-хромовый сплав" Комиссия отмечает, что извещение об осуществлении закупки содержит следующее обоснование установления данного требования "Материалы обеспечивает ряд ключевых характеристик платформы стента: улучшенную визуализацию, высокую радиальную силу и минимальный рекоил, высокую прочность и значительно сниженную тромбогенность".
В данном случае, Комиссия полагает, что имеется специфика применения закупаемого медицинского изделия, потребность в установленных требованиях заказчиком доступно и мотивированно обоснована.
При оценке данного довода Комиссия также учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Указанные обстоятельства особенно имеют значение с учетом предоставленных заказчиком сведений о заключенных контрактах на поставку XIENCE Alpine. Из представленных сведений можно сделать вывод, что на рынке Российской Федерации имеется, как минимум 58 организаций и индивидуальных предпринимателей, способных поставить в рамках спорного контракта медицинские изделия, отвечающие потребности заказчика.
Заказчиком также представлены сведения о том, что заявителем ООО "Морской ординар" также исполнялись контракты, заключенные с иными заказчиками, на поставку требуемого изделия.
Необходимо учитывать, что на участие в закупке было подано 3 заявки. Данные заявки были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Снижение составило 21%.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей заказчика и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доказательств того, что установление спорных требований к товару вызвано намерением заказчика ограничить количество участников закупки, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем данный довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морской ординар" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (3) (Реестровый номер 222661)" (извещение N 0852500000122002729).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 ноября 2022 г. N 055/06/33-988/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022