Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", предприниматель, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению жидких бытовых отходов IV класса опасности (Реестровый номер 22.32.2290) (извещение N 0152200004722002263) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11664-ЭП/22 от 24.11.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 10.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 2031978 руб., начальная цена единицы услуги составляла 521,02 руб.
18.11.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Протокол подачи ценовых предложений от 21.11.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 518,41 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 50 (порядковый номер 1, присвоенный оператором) (заявитель).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2022 электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией по осуществлению закупок были отклонены все такие заявки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ИП "_" в связи с отсутствием в ее содержании документов, подтверждающих его право оказывать услуги по объекту осуществляемой закупки.
ГУКС Омской области были представлены (вх. N 11905-ЭП22 от 30.11.2022) возражения на доводы жалобы, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя отсутствуют, представленная в составе заявки предпринимателя лицензия не включает в себя все виды работ в рамках лицензируемого вида деятельности, выполнение которых требуется заказчику.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.
Согласно определенному заказчиком наименованию объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению жидких бытовых отходов IV класса опасности.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений данного закона.
На необходимость лицензирования указанного вида деятельности указано в пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами в извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки были установлены следующие требования: "наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием следующих видов работ: - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов IV класса опасности".
Постановлением Правительства Российской от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение).
Пункт 1 Положения определяет, что деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению.
При этом в приложение к Положению отдельными пунктами включены виды работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности.
Более того, Положением предусмотрен различный перечень сведений, указываемых соискателем лицензии, при предоставлении в лицензирующий орган заявления, а также документов, прилагаемых к такому заявлению, в зависимости от вида работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами (пункты 5 и 6).
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
Требования к заявкам участников закупки были предусмотрены в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", являющемся приложением к извещению об осуществлении закупки.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Так, пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с таким законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Также в силу части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) такой статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 данной статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
Из представленных оператором электронной площадки ЭТП Газпромбанк (вх. N 11784-ЭП-22 от 28.11.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/9269/22 от 24.11.2022) сведений следует, что в качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, участником закупки с идентификационным номером заявки 50 (ИП "_") была представлена лицензия N 055-00259 от 08.11.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в приложение к которой был включен вид выполняемых работ в составе лицензируемого вида деятельности, связанный исключительно с транспортировкой отходов IV класса опасности (код отходов по ФККО - 7 32 100 01 30 4).
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152200004722002263 от 22.11.2022 в качестве обоснования принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки предпринимателя указано следующее: "На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка), в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе извещения: заявка участника закупки не содержит лицензию, или выписку из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", или копию акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием следующих видов работ: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов IV класса опасности".
Комиссия, оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения по результатам рассмотрения направленных оператором электронной площадки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям извещения об осуществлении закупки, установила, что лицензия, представленная участником закупки в своей заявке, действительно не включала все виды работ, поименованные в таком извещении.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
При этом в установленные сроки заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал положения извещения об осуществлении закупки, а также не подавал запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, что указывает на то, что, подавая заявку, предприниматель был согласен со всеми установленными требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о том, что решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки ИП "_" по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является правомерным, основано на фактических требованиях к участникам закупки, установленных извещением о проведении электронного аукциона, в связи с чем жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно системному толкованию положений пункта 1 части 1 статьи 31 и подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе именно участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки. При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Кроме того, размещенное для целей проведения настоящей закупки извещение в части требований к содержанию, составу заявки также содержит однозначные требования к участникам закупки и к составу заявки участника закупки, что не допускает двоякого трактования условий участия в закупочной процедуре.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрены основные понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Характеристика закупаемых услуг представлена в Техническом задании (приложение N 1 к проекту контракта).
Проанализировав содержание технического задания, действия, которые должен совершить исполнитель для выполнения своих обязанностей в соответствии с заключаемым контрактом, Комиссия установила, что требования к участнику закупки о наличии лицензии со всеми видами деятельности (на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов IV класса опасности) являются неправомерными.
Данные выводы Комиссии основаны на содержании вышеприведенных понятий и с учетом того, что при выполнении заявленных работ в отношении жидких бытовых отходов не могут быть осуществлены все виды деятельности в соответствии с требуемой лицензией.
По мнению Комиссии, в настоящем случае необходимыми следует признать, что при выполнении работ по контракту физически может осуществляться только деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов.
Кроме того, при установлении требований к участникам закупки не было учтено, что при отсутствии у потенциального участника закупки какого-либо отдельного разрешения на проведение вида работ с требуемым классом опасности исполнитель в указанной части может реализовать право на привлечение в качестве соисполнителя лицо, имеющее такое разрешение.
Право на привлечение соисполнителя было указано в тексте самого проекта контракта (пункт 4.3.5).
Кроме того, следует принять во внимание положения пунктов 4.4.3 и 4.4.8 проекта контракта, в соответствии с которыми исполнитель обязан обеспечить наличие у соисполнителей копий документов, подтверждающих наличие соответствующих разрешений (лицензий), а также предоставить до начала оказания соответствующих услуг соисполнителем(ями) копии документов, подтверждающих наличие таких разрешений (лицензий).
Одновременно заказчиком не приведены доказательства того, что, исходя из объекта закупки, требовалась лицензия на все вышеперечисленные виды деятельности одновременно.
С учетом указанного, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия отмечает, что при ином формировании требований к участникам закупок данное нарушение не повлияло бы на результат рассмотрения комиссией по осуществлению закупок заявки предпринимателя, а также заявки второго участника закупки (идентификационный номер 51), в связи с чем необходимость в выдаче предписания заказчику отсутствует.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению жидких бытовых отходов IV класса опасности (Реестровый номер 22.32.2290) (извещение N 0152200004722002263) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области".
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 декабря 2022 г. N 055/06/48-994/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022