Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ", ООО "ПРИВОЛЖСКАЯ МЕДТЕХНИКА",
рассмотрев жалобу ООО "ПРИВОЛЖСКАЯ МЕДТЕХНИКА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку изделий для оснащения 8 корпуса (регистратор длительного мониторирования ЭКГ и АД) ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" в 2022 году за счет субсидии (Закупка N 0373200001322001150) (далее - аукцион) в соответствии с
Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/59137/22 от 22.11.2022.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В составе жалобы Заявитель указывает, на наличие противоречивых требований к товару по п. "Регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга", вводящих участников закупки в заблуждение, а именно: "Автоматическое работающее от батареи устройство, состоящее из регистратора, предназначенного для регистрации электрической активности сердца пациента, как правило, при выполнении им обычных действий в повседневной жизни на протяжении 8 - 48 часов, и анализатора, предназначенного для оценки зарегистрированных данных об электрической активности сердца", "п.1.6 Время непрерывной работы в режиме суточной записи: ч. 24".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что общие квалификационные признаки медицинского изделия, которые описаны в каталоге товаров работ и услуг, а именно в части возможности работы на протяжении 8-48 часов не противоречит требованию, установленному в пункте 1.6. Технического задания, поскольку в указанном требовании описано минимальное необходимое время для работы в режиме суточной записи не менее 24 часов, что попадает под установленный временной диапазон работы устройства 8-48 часов.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком используются неправомерное описание объекта закупки, в частности использован неправомерный код каталога товаров работ и услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) для закупаемого товара по п. "Регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга" КТРУ 26.60.12.129-00000059, поскольку исходя из разъяснений положений закупочной документации 16.11.2022 NРИ6 Заказчиком приобретаются исключительно регистраторы без анализатора, который в свою очередь предусмотрен в описании КТРУ 26.60.12.129-00000059.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что описание объекта закупочной процедуры установлено в технической части закупочной документации, при этом в вышеуказанных разъяснения от 16.11.2022 NРИ6 используется общее описание объекта закупочной процедуры.
Таким образом, как видно из положений Технического задания анализатор предназначен для оценки зарегистрированных данных об электрической активности сердца.
Согласно п. 3.1. ГОСТ Р 56323-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Системы Холтеровского мониторирования. Технические требования для государственных закупок" регистраторы делятся на два типа: амбулаторный регистратор; АР: Записывающее медицинское изделие, носимое пациентом, включая электроды и кабели для записи или для записи и анализа потенциалов сердца
Таким образом потребность медицинского учреждения состоит в закупке медицинского изделия, которое имеет возможность анализировать, полученные биопотенциалы сердца и другие физиологические сигналы (функционал анализатора).
В составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки не использованы требования, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации для закупаемой системы "Холтеровского мониторирования", например, ГОСТ 30324.25-95; ГОСТ Р 50267.25-94; ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010; ГОСТ Р МЭК 60601-1-2-2014; ГОСТ Р МЭК 60601-2-47-2014; ГОСТ Р МЭК/ТО 60788-2009.
В свою очередь представитель Заказчика указал, что положениями п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность описания объекта закупочной процедуры без применения национальных стандартов, а также иных технических регламентов в случае, если закупочная документация содержит обоснование применение таких характеристик. При это в составе технической части закупочной документации такое обоснование предусмотрено.
Также Заявителем обжалуется неправомерное установление требований в описании объекта закупки, не являющиеся функциональными, техническими и качественными характеристиками объекта закупки, а именно согласно техническому заданию установлены требования: "Вид поставки: В разобранном виде", а также "Вид сопутствующих услуг: Сборка поставляемого товара в помещениях", что вводит участников закупки в заблуждение.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения Технического задания являются условиями исполнения контракта, а именно вид поставки изделия и оказание услуг по его сборки, монтажу и вводу в эксплуатации, что является типовым условием исполнения контракта и не является описанием медицинского изделия.
Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленные положения технической части закупочной документации являются неправомерными и ограничивающими участников закупочной процедуры.
На основании вышеизложенного указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные положения проекта государственного контракта, а Заказчиком неверно определен размера пеней.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В силу ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Комиссией Управления установлено, что в нарушение ч.5, ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе в п. 11.4, п.11.9 проекта государственного контракта определено, что размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия Управления отмечает, что с 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, в связи с чем выявленное нарушение не влияет на ход проведения закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРИВОЛЖСКАЯ МЕДТЕХНИКА" на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного положения проекта государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.5, ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.А.Узкий
Э.З. Гугава
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 ноября 2022 г. N 077/06/106-17513/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022