Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео-конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУ Геронтологический центр "Восточный": Е.П. Маковецкого (по дов.Nб/н от 12.09.2022),
ООО "ПСК ЭНЕРГОМОНТАЖ": А.В. Лежнева (по дов.N1/п от 25.11.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ПСК ЭНЕРГОМОНТАЖ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ Геронтологический центр "Восточный" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене вентиляции (Закупка
N 0373200054822000030) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/59502/22 от 23.11.2022.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Заявитель обжалует действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2022 NИЭА1 заявка ООО "ПСК ЭНЕРГОМОНТАЖ", с идентификационным номером 5, отклонена на следующем основании: "Несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки. Согласно п. 19.1 Информационной карты по проведению аукциона в электронной форме независимая гарантия должна содержать указание на то, что все споры по независимой гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы. Представленная независимая гарантия не содержит данных условий".
Согласно ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст.45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.
Согласно ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст.45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена независимая гарантия N815829 от 17.11.2022, выданная Акционерным обществом Коммерческий Банк "Модульбанк" (далее - Независимая гарантия).
Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Комиссией Управления установлено, что п.19.1 информационной карты извещения об осуществлении закупки определены требования к независимой гарантии предоставляемой в качестве обеспечения заявки, в том числе установлено следующее требование: "Независимая гарантия должна в том числе содержать: указание на то, что все споры по независимой гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 14 Независимой гарантии: "Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии, подлежат рассмотрению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации", что напрямую не соответствует требованиям п.19.1 информационной карты извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе лица участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Независимая гарантия отвечает требованиям извещения об осуществлении закупки ввиду наличия положения о том, что все споры подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом также отметил, что рассматриваемая гарантия выпущена в соответствии с типовой формой независимых гарантий.
Таким образом, по мнению Заявителя, признание заявки участника аукциона не соответствующей требованиям в связи с несоответствием независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, является неправомерным.
Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе.
В силу ст.35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Согласно ст.37 АПК РФ подсудность, установленная ст.35 и ст.36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, Заказчиком предъявлено требование о наличии в независимой гарантии указания на то, что все споры по независимой гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы.
Однако в положениях спорной гарантии отсутствует требуемое извещением указание, что не соответствует требованиям п.19.1 информационной карты.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, в соответствии с представленной Независимой гарантией, местом нахождения Гаранта, как возможного ответчика, является г. Кострома, из чего следует, что в случае возникновении спора обращение будет рассматриваться в Арбитражном суде Костромской области.
Таким образом, представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки не отвечает установленным Заказчиком требованиям.
Согласно пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Закон о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии по осуществлению закупок Заказчика имелись основания для признания Независимой гарантии не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупок и принятие комиссией по осуществлению закупок Заказчика решения об отклонения заявки Заявителя является правомерным.
Между тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Абзацем 9 п. "а" Дополнительных требований установлено обязательное закрепление в независимой гарантии условия о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде.
Так, п.14 Типовой формы предусмотрено следующее: "Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде _______ <8>,
где <8> Указывается наименование арбитражного суда".
Таким образом, Постановлением N 1005 установлено требование об обязательном закреплении в независимой гарантии условия о рассмотрении споров в конкретном арбитражном суде.
В соответствии с Постановлением N 1005 независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденной типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, за исключением обеспечения предусмотренных Законом о контрактной системе гарантийных обязательств), на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона о контрактной системе.
Типовая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Комиссией Управления установлено, что Независимая гарантия выдана Заявителю 17.11.2022.
Таким образом, на момент выдачи Независимой гарантии Заявителю Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, является обязательной.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что Независимая гарантия, выданная АО КБ "Модульбанк", не соответствует типовой форме независимой гарантии, в частности п.14 Типовой формы, поскольку в составе независимой гарантии не указано на конкретное наименование арбитражного суда, в котором могут рассматриваться споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии.
Таким образом, вышеуказанные действия АО КБ "Модульбанк" нарушают ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ПСК ЭНЕРГОМОНТАЖ" на действия комиссии по осуществлению закупок ГБУ Геронтологический центр "Восточный" необоснованной.
2.Признать в действиях АО КБ "Модульбанк" нарушение ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, АО КБ "Модульбанк" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены комиссии Н.С. Лушникова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 ноября 2022 г. N 077/06/106-17642/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022