Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель инспекции:
члены инспекции:
в отсутствии представителей:
- от заказчика - Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (заочная проверка).
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N ПР-907 о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, а также письмами Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2019 NМЕ/49839-ПР19 и от 26.06.2019 NМЕ/53662/19 проведена внеплановая проверка действий заказчика - Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ИНН 2703090001) (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети (Автомобильная дорога к воинской части N 44284 (пос. Хальгасо), автомобильная дорога от совхоза Дземгинский до пос. Хальгасо) (извещение N0122300038822000080) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекция,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступил перечень закупок, осуществляемых в рамках реализации национальных проектов (программ), извещения о которых размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) с июля по сентябрь 2022 года.
В представленный в ФАС России перечень закупок с признаками нарушения требований Закона о контрактной системе входит электронный аукцион на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети (ул. Запорожская от ул. Уральской до территории КнААЗ) (извещение N0122300038822000080), что в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
В ходе внеплановой проверки по делу N7-3/793 установлено, что заказчиком проведен электронный аукцион N0122300038822000080.
Извещение N0122300038822000080 о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 08.08.2022.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети (ул. Запорожская от ул. Уральской до территории КнААЗ).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 396 850,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок 08.08.2022 09:29 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок 16.08.2022 10:00 (МСК+7).
Согласно извещению о закупке, к участникам закупки установлены следующие преимущества (ограничения):
"Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ".
Заказчиком представлены письменные пояснения (исх. N1-13/4642 от 17.11.2022) согласно которым указывает на допущенную неточность п. 5.12 проекта контракта, а также типовую форму инструкции, содержащей рекомендуемую форму предоставление сведений участником закупки.
Рассмотрев материалы дела, проведя внеплановую проверку, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона.
При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Как следует из материалов дела, заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки установлено условие о применении ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, т.е. осуществляется закупка, участниками закупок, которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п. 5.12 проекта контракта, выступающего неотъемлемой частью извещения о закупке, установлено следующее условие:
- "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется "Подрядчиком", в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом срок возврата "Муниципальным заказчиком" "Подрядчику" таких денежных средств не должен превышать 30 дней с даты исполнения "Подрядчиком" обязательств, предусмотренных контрактом".
С учетом применения заказчиком положений ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заказчика об устранении указанного обстоятельства при подписании контракта с победителем торгов не свидетельствуют об отсутствии нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки, поскольку условии, предусмотренное ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе подлежит отражению в проекте контракта, размещаемом в составе извещения о закупке в силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктами а, б п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе: предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Как разъяснено в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Аналогичные условия отражены согласно п. 1, 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки: информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Вместе с тем, подпунктом 3 пункта 9 инструкции по заполнению заявки установлено, что при указании в составе заявки конкретных показателей товаров, предлагаемых к поставке либо используемых при выполнении работ (оказании услуг), указываются точные характеристики таких товаров в соответствии с требованиями Технического задания настоящей документации. Указание параметров товаров сопровождающихся словами "от", "до", "не более", "не менее", "не свыше" и пр., которые не позволяют определить его четкое значение, не допускается, за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в Техническом задании документации позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее" (и об этом имеется соответствующее указание заказчика в Техническом задании документации).
Таким образом, данное требование о предоставлении в составе заявки характеристик товаров, используемых при выполнении работ ("При указании в составе заявки конкретных показателей товаров, предлагаемых к поставке либо используемых при выполнении работ (оказании услуг), указываются точные характеристики таких товаров в соответствии с требованиями Технического задания настоящей документации") противоречит п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что контракт заключен и исполняется, Инспекцией Хабаровского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ИНН 2703090001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети (ул. Запорожская от ул. Уральской до территории КнААЗ) (извещение N0122300038822000080) нарушившими ч. 27 ст. 34, п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
2. Предписание не выдавать;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 ноября 2022 г. N 166 (ключевые темы: участники закупок - контрактная система в сфере закупок - электронный аукцион - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2022