Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителя уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Дмитренко А.Е. по доверенности от 20.07.2022 N 5,
в отсутствие представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края, общества с ограниченной ответственность "Нутритек Кострома" (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" (далее - ООО "Нутритек Кострома", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1539/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на действия заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола, заказчик), уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее также - уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (Извещение от 14.11.2022 N 0122200002522007246).
Заявитель считает, что извещение о проведении спорной закупки не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), в обоснование чего приводит следующие доводы:
1. Согласно доводам жалобы при проведении спорной закупки нарушены требования cт.14 Закона N 44-ФЗ. Согласно требованиям применения национального режима, осуществлять закупку товаров, попадающих под преференции и не попадающие под преференции, в одном аукционе нельзя. В данном случае нельзя закупать в одном аукционе сухие базовые смеси для здоровых детей и сухие смеси для недоношенных детей (ОКПД 10.86.10.133 и ОКПД 10.86.10.139) совместно с жидкими смесями для недоношенных детей.
2. В Техническом задании извещения о проведении спорной закупки под позицией 3 заявлена к поставке "Смесь для маловесных и недоношенных детей", при этом смесь для недоношенных детей является самостоятельным питанием для недоношенного ребенка, а обогатитель грудного молока самостоятельным питанием не является, а лишь дополнительно обогащает грудное молоко (по инструкции на упаковке товара). Следовательно, обогатитель грудного молока под действие Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не попадает и не может быть закуплен в одном лоте с сухими базовыми смесями и сухими смесями для недоношенных детей.
Таким образом, по мнению заявителя, требования извещения о проведении спорной закупки ограничивают количество участников закупки, ущемляют интересы остальных производителей детского питания.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Уполномоченным органом для заказчика - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола проведен электронный аукцион на поставку продуктов питания.
Извещение N 0122200002522007246 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 14.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 404 663,33 рублей.
Согласно извещению об осуществлении спорной закупки установлены условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.11.2022 08:00 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 22.11.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 24.11.2022.
В ходе проведения проверочных мероприятий уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1539/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
1. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона N 44-ФЗ, при формировании Технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
При этом в силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
П.п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил.
П. 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона.
Таким образом, законодатель не ограничивает заказчика в обоснованиях к объекту закупки, если у заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении о проведении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, при формировании Технической части (раздел III извещения об осуществлении закупки) (далее - Техническая часть) использованы позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- 10.86.10.133-00000002 "Начальная молочная смесь для детского питания";
-10.86.10.139-00000004 "Смесь для маловесных и недоношенных детей";
-10.86.10.139-00000005 "Смесь для маловесных и недоношенных детей".
Согласно п. 2 Технической части требуется поставка смеси для маловесных и недоношенных детей (форма выпуска - жидкая).
При этом заказчиком использована позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 10.86.10.139-00000004, сформированная на основании кода ОКПД2, а именно 10.86.10.139 (смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста).
В свою очередь, код ОКПД2 10.86.10.139 содержится в перечне товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Приказом Минфина России от 22.01.2019 N 10н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесены изменения, согласно которым примечание к Приложению Приказа N 126н о том, что при применении указанного приложения следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД 2, так и указанным наименованием товара, исключено.
Указанная информация также содержится в письме Минфина России от 05.08.2019 N 24-01-08/58632.
Требуемый заказчику товар - смеси для маловесных и недоношенных детей (форма выпуска - жидкая) имеет ОКПД2 10.86.10.139 и относится к позиции КТРУ 10.86.10.139-00000004.
Поскольку ОКПД2 данного товара включен в приложение к Приказу N 126н, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает нарушение положения п. 3 Приказа N 126н.
2. Согласно п. 3 Технической части требуется поставка смеси для маловесных и недоношенных детей. При этом заказчиком использована позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 10.86.10.139-00000005, сформированная на основании кода ОКПД2, а именно 10.86.10.139 (смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста).
Данная позиция КТРУ является общей и не содержит цели применения исключительно для закупки самостоятельного питания.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола является единственным учреждением на территории Хабаровского края, оказывающим специализированную и медицинскую помощь новорожденным, в том числе недоношенным с экстремально низкой массой тела (от 500 гр.), получающим дозированное зондовое питание, детям с врожденными аномалиями развития, требующими хирургического вмешательства с первых часов жизни, детям рожденным от матери с тяжелой экстрагенитальной патологией, которые вследствие перенесенной гипоксии требуют индивидуального подхода к вскармливанию. В учреждение имеется отделение патологии новорожденных, в т. ч. 2-го этапа выхаживания новорожденных, вследствие этого необходимо учитывать особые потребности всех детей. Между тем, неправильное детское питание с первых дней жизни влияет на дальнейшее его развитие. Именно поэтому требуются специалированные продукты для обогащения грудного молока, которые позволяют, при сохранении грудного вскармливания обеспечить оптимальный догоняющий рост недоношенных и (или) маловесных детей, повышают уровень белка в грудном молоке, способствуют легкому перевариванию и усвоению поступающих питательных веществ снижают риск пищевой непереносимости, способствуют развитию головного мозга и органов зрения, становлению иммунной системы, поддерживают оптимальный догоняющий рост.
Как пояснил представитель уполномоченного органа, данный продукт не является полноценным источником питания и используется для обогащения грудного молока для последующего скармливания детей, однако и витаминно-минеральной добавкой он тоже не является. Это по своей сути уникальный специальный сухой продукт для недоношенных и маловесных детей. Код ОКПД2 10.86.10.139 (Смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста), а также позиция КТРУ 10.86.10.139-00000005 (Смесь для маловесных и недоношенных детей) полностью соответствуют сути закупаемого товара по позиции 3 Технической части. В результате проведенного анализа кодов ОКПД 2 не было найдено иных подходящих кодов для закупки вышеуказанного продукта. В рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи осуществлением им основной деятельности, заказчиком учитывалась необходимость конечного результат обеспечение продуктом детского питания и вскармливание новорожденных детей, в том числе с экстремально низким весом.
Как указано выше, данный код ОКПД2 содержится в перечне товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении N 1 к Приказу N 126-н, в связи с чем его закупка наряду с остальными требуемыми позициями в рамках спорной закупки не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ.
Так как, предметом закупки является поставка товара, а не изготовление детского питания, поэтому любой участник закупки свободно может принять соответствующее решение, связанное с участием в закупке.
При этом, участники закупки могут как предлагать товар собственного производства, так и приобретать его у иных участников рынка, в том числе производителей товара. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в заседании Комиссии Хабаровского УФАС России заявитель участия не принял, а также в составе жалобы заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих тот факт, что установленные требования к закупаемым товарам являются неправомерными, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Хабаровского УФАС России при наличии документов, опровергающих доводы заявителя, отсутствуют правовые основания для признания заказчика, уполномоченного органа нарушившими требования Закона N 44-ФЗ.
На дату проведения внеплановой проверки, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2022, на участие в спорной закупке подано 3 заявки, которые признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении спорной закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия заказчика - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола, уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (Извещение от 14.11.2022 N 0122200002522007246) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 ноября 2022 г. N 7-1/299 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - товары, происходящих из иностранных государств - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022