Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в отсутствие представителей заказчика - федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чукотскому автономному округу", общества с ограниченной ответственностью "АКРОС" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим порядком),
рассмотрев материалы дела N 7-3/767 по обращению заказчика - федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чукотскому автономному округу" (далее также - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Чукотскому автономному округу", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АКРОС" (ИНН 5907018954) (далее - ООО "АКРОС", Общество) и учредителе (директоре) Общества Арсланове Рустаме Шамилевиче (ИНН 590709539756) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 07.03.2022 N 2222188100022000000000000 / 0888100000122000002 (реестровый номер 1870901431122000001) на приобретение гелия для нужд ЭКЦ УМВД России по Чукотскому автономному округу в рамках выполнения государственного оборонного заказа, заключенного по результатам электронного аукциона N 0888100000122000002, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "АКРОС",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Чукотскому автономному округу" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АКРОС" (ИНН 5907018954) и учредителе (директоре) Общества Арсланове Рустаме Шамилевиче (ИНН 590709539756) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 07.03.2022 N 2222188100022000000000000 / 0888100000122000002 (реестровый номер 1870901431122000001) на приобретение гелия для нужд ЭКЦ УМВД России по Чукотскому автономному округу в рамках выполнения государственного оборонного заказа, заключенного по результатам электронного аукциона N 0888100000122000002, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "АКРОС" (далее также - Поставщик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Чукотскому автономному округу" проведен электронный аукцион на приобретение гелия для нужд ЭКЦ УМВД России по Чукотскому автономному округу в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Извещение N 0888100000122000002 о проведении торгов размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.02.2022.
Начальная цена контракта: 124 700,00 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем торгов признан участник торгов идентификационный N 83 (заявка ООО "АКРОС"), с ценовым предложением 124 700,00 рублей.
07.03.2022 между заказчиком и победителем торгов ООО "АКРОС" заключен государственный контракт N 2222188100022000000000000 / 0888100000122000002 (реестровый номер 1870901431122000001) (далее - Государственный контракт), с ценой Государственного контракта 124 700,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 20 783,33 рублей (п. 3.1).
Согласно п. 1.1 Государственного контракта Поставщик обязуется в установленные контрактом сроки в соответствии с Техническим заданием (приложение к Государственному контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, произвести поставку гелия для нужд ЭКЦ УМВД России по Чукотскому автономному округу для государственных нужд Заказчика, в дальнейшем именуемые "товар", а Заказчик обязуется принять указанный товар и своевременно произвести оплату на условиях настоящего контракта.
В соответствии с п.п. 2.1 Государственного контракта установлен срок поставки товара: с момента заключения контракта по 01.09.2022 и место поставки товара: Российская Федерация, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Ленина, 16 а, 5 этаж 2.
Приложением к Государственному контракту стороны согласовали Техническое задание (далее - Техническое задание):
N п/п |
Газовый продукт |
Ед. изм. |
Кол-во, шт |
Предъявляемые требования |
Цена за 1 шт ( руб.) |
Стоимость товара (с учетом НДС) (руб.) |
1 |
Гелий (баллон, 40 л) Страна происхождения: РФ |
штук |
2 |
Гелий газообразный особой чистоты с объемной доли гелия не менее-99,9999%, объемная доля водорода не более 0,000005%, объемная доля азота не более-0,000045%, объемная доля кислород+аргон не более-0,000015%, объемная доля CO2+CO не более-0,000015%, объемная доля неона не более-0,000015%, объемная доля водяных паров не более-0,0001%. Количество газа в баллоне (при нормальных условиях)-5,7м3. Упаковка газа должна быть осуществлена в баллоны вместимостью 40дм3, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 949-73 (углеродистая сталь). Баллоны должны быть окрашены в коричневый цвет, на корпусе баллонов белой краской нанесена надпись "ГЕЛИЙ". Баллоны должны быть аттестованы на соответствие требованиям ГОСТ 949-73, срок действия аттестации баллонов на момент поставки газа Заказчику должен составлять не менее 3 лет. Баллоны должны быть укомплектованы колпаком металлическим, предохраняющим вентиль баллона от механического воздействия при транспортировке. Поставляемые баллоны с газом должны иметь паспорта качества на газ и на баллон, выданные сертифицированной лабораторией, которые должны быть переданы Заказчику к моменту поставки. |
62 350,00 |
124 700,00 |
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 Государственного контракта.
Согласно п. 4.5 Государственного контракта Поставщик обязуется поставить и передать в собственность Заказчика товар, являющийся предметом настоящего контракта, в установленные настоящим контрактом сроки, в количестве и с качеством, предусмотренными Техническим заданием (приложение к контракту).
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 Государственного контракта Поставщик обязан передать заказчику товар надлежащего качества в установленные сроки и обеспечить его документами, подтверждающими качество товара. Сдача поставленного товара Поставщиком и приемка его заказчиком производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и оформляется Актом приема-передачи товара, подписываемым обеими Сторонами с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения.
В силу п. 5.14 Государственного контракта датой окончания срока поставки товара считается дата подписания Сторонами Акта приема-передачи товара.
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2022 года, а в части расчетов и гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафов, пеней) - до полного их исполнения Сторонами (п.12.4 Государственного контракта).
В соответствии п. 9.2 Государственного контракта Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 9.4 Государственного контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Как следует из обращения заказчика, согласно п. 2 Государственного контракта срок поставки товара установлен с момента заключения контракта по 01.09.2022. Также, п. 2.1 Государственного контракта установлено место поставки товара: Российская Федерация, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Ленина, 16 а, 5 этаж 2
Вместе с тем, приемочной комиссией заказчика установлено, что с момента заключения Государственного контракта на дату 07.11.2022 по указанному в Техническом задании адресу поставка гелия не осуществлена, тем самым нарушены существенные условия контракта.
Данный факт явился основанием для принятия заказчиком 07.11.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено Поставщику 07.11.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта нарушения условий контракта Поставщиком не устранены, поставка гелия не осуществлена, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.11.2022 вступило в силу, контракт расторгнут с 18.11.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/767, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Поставщиком не устранены нарушения условий Государственного контракта, поставка товара (гелия) не осуществлена.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 07.11.2022. Контракт расторгнут с 18.11.2022.
Пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "АКРОС" самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что пояснения Поставщика в адрес Хабаровского УФАС России не поступали, Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта.
Таким образом, ООО "АКРОС" допущено существенное нарушение условий контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Чукотскому автономному округу" об ООО "АКРОС" (ИНН 5907018954) и учредителе (директоре) Общества Арсланове Рустаме Шамилевиче (ИНН 590709539756) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Чукотскому автономному округу" об ООО "АКРОС" (ИНН 5907018954) и учредителе (директоре) Общества Арсланове Рустаме Шамилевиче (ИНН 590709539756), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 ноября 2022 г. N РНП-583
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022