Резолютивная часть объявлена 23.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 17.11.2022 N11835/22, на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Агентство социального благополучия населения Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (г. Сургут) (извещение N 0887200000322000144) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 17.11.2022 N11835/22, на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Агентство социального благополучия населения Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (г. Сургут) (извещение N 0887200000322000144).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Закупочная документация содержит требование Заказчика об оказании охранной услуги не являющейся предметом контракта, а, следовательно, и не являющейся его потребностью.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0887200000322000144 установлены требования к участникам, а именно:
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1,2 Описания объекта закупки, установлено следующее:
Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)
Основные характеристики:
Вид услуги по охране:
Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Использование мобильной группы: Да
Использование специальных средств: Нет
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: Нет
Наличие оружия у сотрудников охраны: Нет
Дополнительные характеристики:*
а) В случае поступления сигнала на пост охраны в рабочее время Заказчика, дежурный охранник немедленно связывается по телефону с ответственным лицом Заказчика для уточнения причины срабатывания сигнализации.
б) В случае поступления сигнала в нерабочее время - дежурный охранник немедленно связывается по телефону с ответственным лицом Заказчика и вызывает его на объект, для уточнения причин срабатывания ОПС З. Одновременно вызывает на объект Группу Быстрого Реагирования (автомобиль с экипажем в составе не менее 2-х охранников, далее - ГБР). В случае выявления признаков возгорания на объекте, ГБР до прибытия подразделений пожарной охраны, обеспечивают тушение очага возгорания первичными средствами пожаротушения. В случае ложного срабатывания пожарной сигнализации, информируют об этом оперативного дежурного и ответственного лица Заказчика.
в) время прибытия ГБР на объект до 15 минут в дневное время, до 10 минут в ночное время;
г) выезд ГБР на объект Заказчика, в том числе при установлении факта ложного вызова (неисправность ОС) - оформляется соответствующим актом в 2-х экземплярах.
* Обоснование установления дополнительных характеристик, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных обусловлено необходимостью отражения всех видов технологических процессов оказания услуги, разграничения зон ответственности Заказчика и Исполнителя, которые применяют на конкретном объекте, периодичность и временные интервалы оказания услуги, в виду отсутствия таких требований в национальных стандартах и каталоге товаров, работ, услуг.
Кроме того, согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, а именно пунктом 1 установлено что информацию и документы об участнике закупки:
- решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе;
- декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
В Российской Федерации отношения, которые возникают между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регламентируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 32 статьи 12 Закона N99-ФЗ установлено, что частная охранная деятельность является самостоятельным лицензируемым видом деятельности.
Регулируется же частная охранная деятельность в Российской Федерации Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности".
Частную охранную деятельность в соответствии со статьей 3 Закона N2487-1 составляют следующие виды охранных услуг:
защита жизни и здоровья граждан;
охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию:
консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Предметом закупки в соответствии с документацией Заказчика является - оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (г. Сургут), в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, что является 7 (седьмым) видом охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона.
Данный вид услуги, относится к 3 (третьему) виду охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона и не является предметом контракта.
Таким образом Заказчик установил требование, не относящее к предмету контракта, а, следовательно, не являющееся его потребностью.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" установлены лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно:
5. Лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее одного года;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилетов и шлемов защитных).
Если Заказчик нуждается в группе быстрого реагирования, то в предмет закупки он обязан был включить в документацию 3 (третий) вид охранной услуги в соответствии со статьей 3 Закона и предусмотреть в контракте затраты на оплату данного самостоятельного вида охранной услуги.
Таким довод Заявителя является обоснованным.
На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее:
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Таким образом, деятельность по охране является лицензируемой.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0887200000322000144 объект закупки - оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (г. Сургут).
Вместе с тем, в разделе "Требования к участникам", извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0887200000322000144 не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участник должен приложить в составе заявки.
Таким образом, Комиссией Управления установлено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления решила предписание не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 17.11.2022 N11835/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 17.11.2022 N11835/22, на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Агентство социального благополучия населения Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (г. Сургут) (извещение N 0887200000322000144) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Агентство социального благополучия населения Югры", нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: О.Н. Михайлова
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 ноября 2022 г. N 086/06/33-1671/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022