Резолютивная часть объявлена 23.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителяУправления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
От Исполнителя - посредством видеоконференц-связи Боднюков В.А.; Андреева А.А. по доверенности Nб/н от 22.11.2022;
От Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Няганская городская поликлиника" (вх. N11823/22 от 17.11.2022) в отношении ООО "Автодорсервис" (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Пуровский, г. Тарко-Сале, ул. Осенняя, д.11, помещ. 4, кабинет 1, ИНН: 8911009179, КПП: 891101001, ОГРН: 1168901051428, Директор/Участник Боднюк Виталий Анатольевич ИНН: 891100908220) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков,
установила:
В Управление 17.11.2022 поступило обращение от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Няганская городская поликлиника" (вх. N11823/22 от 17.11.2022) в отношении ООО "Автодорсервис" (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Пуровский, г. Тарко-Сале, ул. Осенняя, д.11, помещ. 4, кабинет 1, ИНН: 8911009179, КПП: 891101001, ОГРН: 1168901051428, Директор/Участник Боднюк Виталий Анатольевич ИНН: 891100908220) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер извещения: 0387200027622000101;
Номер реестровой записи контракта: 2861001657422000175, номер контракта - N 379-ЭА-22;
Предмет контракта: Оказание транспортных услуг легковым автомобилем;
Контракт заключен: 31.10.2022;
Цена контракта: 1 012 400,00 руб.;
Договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует по 31 декабря 2022 г. С 01 января 2023 г. обязательства Сторон по Договору прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
31.10.2022 между Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Няганская городская поликлиника" (далее - Заказчик) и ООО "Автодорсервис" (далее - Исполнитель, Подрядчик, Общество) был заключен контракт N 379-ЭА-22, предметом которого является оказание транспортных услуг легковым автомобилем (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Исполнитель обязуется своевременно оказывать на условиях Договора транспортные услуги легковым автомобилем, а Заказчик принимать и оплачивать их.
1.2. Состав и объем услуг определяется в Приложении N 1 к Договору.
1.3. Место оказания услуг: город Нягань, городское поселение Талинка, выезды на основании заявок в населенные пункты, расположенные в территориальных границах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе село Каменное, село Пальяново, город Ханты-Мансийск, г.Сургут и др.
1.4. Оказываемые в рамках настоящего договора услуги должны соответствовать требованиям, указанным в техническом задании (Приложение N 1 к Договору), а также отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, при необходимости соответствовать лицензионным требованиям, государственным стандартам, а также иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким видам услуг.
Разделом 3 Контракта установлены права и обязанности сторон.
Разделом 4 Контракта установлено следующее:
4.1. Услуги оказываются с момента подписания Договора и до выработки часов, но не позднее 31 декабря 2022 года, в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к договору).
4.2. Досрочная сдача результатов услуг допускается только по согласованию с Заказчиком. В случае согласования досрочного оказания услуг Заказчик обязуется принять услуги и подписать документ о приёмке в порядке, установленном Договором.
4.3. В случае, если в п. 11.1 Договора указана дата, при наступлении которой обязательства сторон прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафа, пени), Стороны после наступления указанной даты не вправе требовать исполнения Договора в части оказания услуг и их приемки.
Кроме того разделом 10.1 Контракта установлено, что Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 01.11.2022 года.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"31.10.2022 между бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская городская поликлиника" и Обществом с ограниченной ответственностью "Автодорсервис" (далее - Исполнитель) был заключен гражданско-правовой договор на оказание транспортных услуг легковым автомобилем N379-ЭА-22 (далее - Договор), по условиям которого Исполнитель обязался своевременно оказывать на условиях Договора транспортные услуги легковым автомобилем. Однако в нарушение условий Договора Исполнитель 01.11.2022 не приступил к оказанию транспортных услуг и направил в адрес Заказчика письмо с просьбой о расторжении Договора по соглашению Сторон. Таким образом, Исполнитель своих обязательств по Договору не исполнил, тем самым нарушив пункты 1.1., 1.4., 4.1. и приложения N1 Договора. Заказчиком не была проведена экспертиза оказанной услуги в связи с тем, что Исполнитель к исполнению Договора не приступил. ".
Подрядчик, на заседание комиссии по рассмотрению сведений представил письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"Как и было заявлено в закупочной документации Исполнитель, на тот момент Участник - ООО "Автодорсервис" владеет на праве собственности и сейчас располагает для работы транспортными средствами в нужном количестве. Свидетельства о регистрации на 18 легковых автомобилей прилагается (приложение 6-23).
Однако Заказчик не учел, что если ему требуется одномоментно более чем одно транспортное средство, как заявлен предмет Контракта и закупки, то он как минимум должен это сообщить заблаговременно, тк они могут располагаться на определенной удаленности от Заказчика, как в данной случае более 1000 км.
Нигде, ни в Контракте, нив Техническом задании ни сказано, что оказание услуг оказывается более чем одним транспортным средством.
Единственное упоминание про их количество есть в п. 3.1. Технического задания и то в такой формулировке: "Наличие у Исполнителя не менее 3 и не более 20 транспортных средств для нужд Заказчика." Что транспортные средства будут задействованы одномоментно или должны находится на расстоянии от Заказчика не более сколько-то км или минут для подачи не указано.
На следующий день, после заключения Контракта, с не известной почты Исполнителю поступила заявка на 8 легковых автомобилей. Исполнитель, поняв, что исполнять подобные заявки не сможет уведомил об этом Заказчика в письменной форме и предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон, что позволяет п. 10.2 Контракта.
При этом, никаких обращений и ответа, предусмотренного Контрактом с почты Заказчика, указанной в Контракте от Заказчика в адрес Исполнителя не поступало.
01.11.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по причине того, что 01.11.2022 Исполнитель "не приступил" к оказанию транспортных легковым автомобилем.
Учитывая отношение Заказчика к договорным отношениям и его явняю не заинтересованность в договорных отношениях с Исполнителем, после публикации уведомления о расторжении Заказчиком, Исполнитель посчитал не целесообразным пригонять транспорт, тк так не ясно, что конкретно нужно Заказчику один или в количестве и где они должны находится.
Более того, у Исполнителя есть договоры на оказание транспортных услуг с партнерами (прилагается), однако они тоже находились в момент обращения Заказчика на большом от него расстоянии (приложение 4-5).
На сегодняшний день Контракт расторгнут, однако, вины Исполнителя в этом нет, так как Исполнитель даже не подразумевал о необходимости задействовать более одного транспортного средства одновременно для исполнения Контракта, предмет которого является на оказание транспортных услуг легковым автомобилем.
Прошу обратить внимании Комиссии на следующее:
Обществом с ограниченной ответственностью "Автодорсервис" ведёт профессиональную транспортную деятельность с 2016 года, данный вид деятельности является основным, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
За всё время Общество с ограниченной ответственностью "Автодорсервис" исполнило 54 контракта в рамках 44-ФЗ, всего на исполнении сейчас находится 25 контрактов."
Комиссия Управления отмечает, что Заказчик не представил в материалы дела заявку на предоставление автомобилей и подтверждение ее отправки Исполнителю, а также, не подключился на заседание комиссии и устно не пояснил по обстоятельствам дела.
Заказчиком 01.11.2022 года принято решение об одностороннем отказе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе у Подрядчика есть 10 дней для устранения нарушений контракта, послуживших основанием для принятия решения.
Вместе с тем, заявки на предоставление транспорта после принятия решения об одностороннем отказе Заказчиком не направлялись. Следовательно, возможности исправить нарушения, допущенные при исполнении контракта у ООО "Автодорсервис" отсутствовала. В данном случае включение в реестр недобросовестных поставщиков невозможно.
Комиссия Управления отмечает, что контракт должен был исполняться согласно условиям технического задания и контракта, в том числе договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами, вместе с тем, заказчик не предоставил возможности Подрядчику исправиться, как то предусмотрено законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 01.11.2022 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 02.11.2022 доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 02.11.2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 15.11.2022 года.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что Переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 28610016574 22 000175. - 16.11.2022 10:25 (МСК+2).
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ООО "Автодорсервис" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ООО "Автодорсервис" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
Сведения, направленные от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Няганская городская поликлиника" (вх. N11823/22 от 17.11.2022) в отношении ООО "Автодорсервис" (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Пуровский, г. Тарко-Сале, ул. Осенняя, д.11, помещ. 4, кабинет 1, ИНН: 8911009179, КПП: 891101001, ОГРН: 1168901051428, Директор/Участник Боднюк Виталий Анатольевич ИНН: 891100908220) не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Петухова Ю.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 ноября 2022 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022