Резолютивная часть объявлена 23.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Р.Р. Валиуллин - Заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
- О.Н. Михайлова - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Ю.А. Петухова - Эксперт отдела Управления,
От Победителя закупки - посредством видеоконференц-связи Алферов А.Н. по доверенности Nб/н от 14.11.2022 ;
От Заказчика - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Советский лесхоз" (вх. N11826/22 от 17.11.2022) в отношении ООО "Торговый дом море мебели" (625056, г.Тюмень, проезд Воронинские горки, д.180, стр.3, ИНН: 7203268630, КПП: 720301001, ОГРН:1117232043048, Директор/Участник Шварц Илья Юрьевич ИНН: 720401507093) для включения сведений в реестр недобросовестных
поставщиков (далее - Реестр)
установила:
В Управление 17.11.2022 г. поступило обращение от Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Советский лесхоз" (вх. N11826/22 от 17.11.2022) в отношении ООО "Торговый дом море мебели" (625056, г.Тюмень, проезд Воронинские горки, д.180, стр.3, ИНН: 7203268630, КПП: 720301001, ОГРН:1117232043048, Директор/Участник Шварц Илья Юрьевич ИНН: 720401507093) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Форма закупки: Запрос котировок в электронной форме;
Извещение: N 0387200019722000010;
Предмет контракта: поставка офисных кресел ;
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 NИЗК1;
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.11.2022 NППУ20_1;
Цена контракта: 182 400,00 рублей.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 NИЗК1 победителем было признано ООО "Торговый дом море мебели" (далее - Победитель закупки).
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
7. Если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, такой запрос котировок проводится с учетом особенностей, установленных частями 6 и 7 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Частями 1-5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен следующий порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры:
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена контракта - 250 000,00 рублей.
В соответствии с часть 2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "Запрос котировок в электронной форме".
В соответствии с Извещением, обеспечения исполнения контракта не требуется.
С целью исполнения положений Закона о контрактной системе, 14.11.2022 Заказчиком размещен документ "Проект контракта" от 14.11.2022.
14.11.2022 18:23 (МСК+2) На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 14.11.2022
14.11.2022 18:23 (МСК+2) Процедура заключения контракта N 03872000197220000100001 переведена на этап "Подписание поставщиком"
14.11.2022 18:23 (МСК+2) Размещен документ "Проект контракта" от 14.11.2022
16.11.2022 00:03 (МСК) От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 16.11.2022
16.11.2022 12:26 (МСК) На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 16.11.2022
16.11.2022 12:26 (МСК) Процедура заключения контракта N 03872000197220000100001 переведена на этап "Контракт не заключен"
16.11.2022 12:26 (МСК) Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 16.11.2022
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Установлено, что срок для подписания проекта контракта для Победителя закупки был с 14.11.2022 г. по 15.11.2022 г. (до 23:59, включительно).
Победителем закупки контракт подписан не был.
16.11.2022 Заказчиком на электронной площадке размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.11.2022 NППУ20_1 из которого следует, что Победителем закупки контракт подписан не был.
Победитель закупки на заседание комиссии по рассмотрению сведений представил письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"На официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru 11 ноября 2022 года был опубликован протокол подведения итогов определения поставщика по запросу котировок в электронной форме N0387200019722000010 на поставку офисных кресел, в результате которого победителем было признано ООО "ТДММ". Этого же дня, на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru сформировалась карточка контракта. Регламентированный срок направления контракта участнику датирован 14.11.2022 года 23 часа 59 минут. На основании протокола подведения итогов определения поставщика по выше названному запросу котировок 11.11.2022 года наше предприятие начало подготовку к выполнению будущего контракта. А именно: созвонились с нашими партнерами-поставщиками по поставке в наш адрес товара согласно спецификации и на основании поданной нами заявки на участие в процедуре закупки по запросу котировок в электронной формеN 0387200019722000010 на поставку офисных кресел и оплатили его.
Этот факт подтверждается товарно-сопроводительными документами, которые поступили в наш адрес уже 16.11.2022 года вместе с товаром в полном объёме согласно спецификации к будущему контракту по закупке N0387200019722000010 на поставку офисных кресел.
Весь рабочий день понедельника, а именно 14.11.2022 года ответственный за заключение контракта сотрудник нашего предприятия ждал направление проекта контракта от заказчика, чтобы подписать его ЭЦП на площадке. По данной закупке не требовалось обеспечение контракта, и не было ничего сложного и невозможного для его подписания. Но как мы видим из скриншота с сайта электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru фактическое время направления заказчиком проекта контракта участнику 14.11.2022 года в 18 часов 23 минуты по московскому времени, то есть в 20 часов 23 минуты по тюменскому времени. Следовательно, на электронной площадке отобразился регламентированный срок подписания проекта контракта участником 15.11.2022 года 23 часа 59 минут.
Весь последующий рабочий день, а именно 15.11.2022 года в здании по адресу г.Тюмень, ул. Проезд Солнечный 21, где у ООО "ТДММ" находится тендерный отдел и обеспечительное оборудование для торгов и тендерных закупок происходило многократное отключение- включение электроэнергии, вследствие чего произошел сбой программного обеспечения, вышла из строя система бесперебойного питания серверов отвечающих за высокоскоростной доступ к интернету в офисе компании и в последствии выведения из строя главного компьютера на котором была установлена ЭЦП и программа Крипто Про. Кроме того, в соответствии с техническими возможностями ЭЦП, с помощью которой производилось подписание контрактов и участие в торгах, была закреплена за главным определенным компьютером с установлением специализированной программы КриптоПро, которая позволяла применять ЭЦП, без носителя - ключа ЭЦП его установка на другой компьютер (например, ноутбук) не представлялась возможным.
Исходя из данной ситуации было принято решение производить ремонтные работы, но систематические перепады и отключения электроэнергии затрудняли восстановительный процесс, который продлился вплоть до 12 часов 35 минут 16.11.2022 года местного времени. В тот же день 16.11.2022 года было направленны письма заказчику и электронной площадке с просьбой повторно направить нам проект контракта с целью оперативной подписи с нашей стороны, что подтверждается копиями данных писем и скринами с нашей почты. А так же были неоднократные звонки заказчику с объяснением причин и просьбой о возможности подписания контракта. На что заказчик в лице Рыжакова Сергея Валерьевича ответил, что вернуть контракт на стадию заключения не представляется возможным с его стороны, в целом, он как заказчик, не был бы против заключить с нами контракт по данной закупке но существующий закон не позволяет ему это сделать и посоветовал нам обратится и направить запрос на площадку http://www.sberbank-ast.ru. что и было сделано. Ответ пришел незамедлительно, что площадка не может вернуть документ по запросу участника, а также не может продлить срок подписания контракта. Скрин ответа площадки предоставляется.
Выход из строя компьютерного оборудования произошел по независящим от ООО "ТДММ" обстоятельствам, предвидеть и своевременно предотвратить которые он не имел возможности. Таким образом, ООО "ТДММ" по объективным и независящим от него причинам был лишен возможности исполнить свою обязанность по подписанию в установленный срок контракта, однако выполнил ее при первой технической возможности подписав бумажный вариант.
При таких обстоятельствах в действиях ООО "ТДММ" не было признаков уклонения от подписания контракта, напротив, мы начали работу по контракту еще не видев его на площадке".
В подтверждение своих слов Победитель представил все вышеуказанные документы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к мнению, что Победитель закупки не имел умысла уклоняться от подписания проекта контракта, Победитель не подписал контракт по независящим от него причин.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от подписания контракта.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания проекта контракта.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, в указанном случае, считает, что у Победителя закупки отсутствовало намерение уклониться от подписания контракта, проект контракта не подписан ввиду неумышленных причин.
Комиссия Управления рекомендует впредь более ответственно относиться к заключению контракта по результатам электронных процедур.
Вместе с тем, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения ООО "Торговый дом море мебели" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
Сведения, направленные от Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Советский лесхоз" (вх. N11826/22 от 17.11.2022) в отношении ООО "Торговый дом море мебели" (625056, г.Тюмень, проезд Воронинские горки, д.180, стр.3, ИНН: 7203268630, КПП: 720301001, ОГРН:1117232043048, Директор/Участник Шварц Илья Юрьевич ИНН: 720401507093) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: О.Н. Михайлова
Ю.А. Петухова
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 ноября 2022 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022