Резолютивная часть объявлена 29.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Иванов В.В. по доверенности Nб/н от 25.11.2022, посредством видеоконференц-связи Нещерет Ю.С. по доверенности Nб/н от 25.11.2022 ;
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 23.11.2022 N12061/22, на действия Заказчика - Казенное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Урайский Специализированный Дом Ребенка", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по охране общественного порядка, поддержанию и соблюдению мер антитеррористической защищенности (извещение N 0387200002922000085) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 23.11.2022 N12061/22, на действия Заказчика - Казенное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Урайский Специализированный Дом Ребенка", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по охране общественного порядка, поддержанию и соблюдению мер антитеррористической защищенности (извещение N 0387200002922000085).
В жалобе Заявитель указал следующее:
Заказчик в пункте 2.2 описания объекта закупки установил требование о том, что у сотрудника охраны должно быть удостоверение о проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 Описания объекта закупки:
Исполнитель организует и выполняет обязательства в строгом соответствии с заключенным Контрактом и Инструкцией по охране объекта, Законом N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в действующей редакции, иным законодательством Российской Федерации и настоящим Техническим заданием.
Каждый сотрудник охраны при выполнении служебных обязанностей по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объекта, обеспечения внутриобъектного и пропускного режимов на объекте Заказчика:
Исполнитель обязан провести инструктаж сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности у заказчика.
- имеет удостоверение частного охранника установленного образца, разрешающее частную охранную деятельность на территории Российской Федерации и личную карточку охранника, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности;
- имеет удостоверение о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
-иметь личную карточку охранника;
-иметь наличие медкомиссии срок действия 1 год;
- знает руководителей объекта, их служебный и домашний телефоны (адреса), порядок их вызова;
- знает и имеет на посту охраны объекта, перечень ответственных лиц Заказчика (перечень предоставляется Заказчиком в адрес Исполнителя в течении 3 рабочих дней с даты заключения контракта) уполномоченных на доступ на объект и проведение внеплановых проверок объекта на предмет антитеррористической защищенности, действий сотрудников охраны, наличия на посту охраны необходимой документации;
- знает номера телефонов дежурных служб объекта, руководства охраны, дежурной части полиции, скорой помощи, пожарной охраны и порядок их вызова;
- знает Инструкцию по охране объекта, приказы, другие нормативные документы, регламентирующие организацию работы по охране объекта;
- знает назначение и умеет пользоваться техническими средствами охраны (системами охранно-пожарной сигнализации, системами оповещения, кнопкой тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения, средствами радиосвязи и др.);
- обучен действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, обнаружение посторонних предметов, захват заложников и др.);
- имеет средства (радиосвязи, мобильной связи или иные средства передачи сигнала), обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях охраняемого объекта между всеми сотрудниками дежурной смены охраны и ответственным сотрудником от администрации объекта охраны по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя).
Обучение пожарно-техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938).
В соответствии с пунктом 39 раздела 3 приказа N 645 установлено что:
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:
руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;
граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
Пунктом 40 раздела 3 приказа МЧС N 645 было установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Пунктом 34 приказа МЧС N 645 было установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.
Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.
На сотрудников частной охраны распространяет свое действие п. 3 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа. Детальная информация которого прописана в приказе МЧС России от 18.11.2021 N 806.
Согласно п. 11, п. 12, п. 13, п. 14 Приложения N 1 к приказу МЧС России от 18.11.2021 N 806 по видам и срокам проведения противопожарные инструктажи подразделяются на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
Вводный противопожарный инструктаж проводится до начала выполнения трудовой (служебной) деятельности в организации.
Вводный противопожарный инструктаж проводится с иными лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, по решению руководителя организации (БУ ВО СурГУ ХМАО - Югра Приказ N 1035 от 26.07.2022 г. "Об организации обучения мерам пожарной безопасности работников сторонних организаций" (приказ прилагается)).
Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственно на рабочем месте до начала трудовой (служебной) деятельности в организации со всеми лицами, прошедшими вводный противопожарный инструктаж.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что сотрудники охранной организации обязаны проходить вышеуказанные противопожарные инструктажи.
Согласно п. 2 Постановления правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" - При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещений (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства (далее - физические лица) необходимо: немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану с указанием наименования объекта защиты, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию; принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей меры по тушению пожара в начальной стадии.
На основании вышеизложенного, исполнитель обязан пройти лишь противопожарный инструктаж.
Таким образом, заказчик установил неправомерные требования к исполнителю, не предусмотренные действующим законодательством.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание в части направления исправленного проекта контракта победителю закупки без требования о том, что у работника Исполнителя должно быть удостоверение о проверке знаний по пожарной безопасности в объёме пожарно-технического минимума.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 23.11.2022 N12061/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 23.11.2022 N12061/22, на действия Заказчика - Казенное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Урайский Специализированный Дом Ребенка", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по охране общественного порядка, поддержанию и соблюдению мер антитеррористической защищенности (извещение N 0387200002922000085) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Урайский мпециализированный дом ребенка" нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Казенное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Урайский ипециализированный Дом Ребенка" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Сафонов С.И
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 декабря 2022 г. N 086/06/33-1720/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022