Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Елина Д.Т.,
в отсутствие:
- заказчика - Администрации муниципального образования сельского поселения - "село Ивашка" (далее - Заказчик),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - Заявитель), уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на благоустройство набережной, расположенной по адресу: Камчатский край, Карагинский район, с. Ивашка (устройство подпорной стенки ПС-3) (закупка N 0138300008922000002), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится процедура определения подрядчика путем ЭА на благоустройство набережной, расположенной по адресу: Камчатский край, Карагинский район, с. Ивашка (устройство подпорной стенки ПС-3) (закупка N 0138300008922000002) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 13.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 9 939 337,00 рублей.
21.11.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная 18.11.2022 через ЕИС, на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, незаконно установил в извещении о Закупке:
1) требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и требование в соответствии с пунктом б) части 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571),
2) требование декларировать участниками Закупки свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП),
3) пункты 3, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в старой редакции,
4) приложение к извещению о Закупке в виде документации о Закупке,
5) требование к содержанию заявки на участие в Закупке в виде предложения участника закупки о цене контракта,
6) требование о членстве участника Закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства (далее - СРО).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном данным Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В извещении о Закупке установлены "требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
В подпунктах 8), 9) пункта 17.2 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены общие требования, предъявляемые к участникам ЭА в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе требования об отсутствии:
- в предусмотренном данным Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 данного Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное,
- в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) иных мер ограничительного характера.
Установление данных требований не противоречит законодательству о контрактной системе.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод N 1 не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту л) части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного Федерального закона.
В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
В подпункте 4) пункта 18 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА (перечень документов для участия в закупке), в том числе к наличию декларации о принадлежности участника ЭА к СМП или СОНО.
Таким образом, Заказчик, установив требование декларации участником Закупки своей принадлежности к СМП, нарушил тем самым часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. В извещении о Закупке установлены "единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
В подпунктах 3), 10) пункта 17.2 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены общие требования, предъявляемые к участникам ЭА в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе требования:
- о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Данные требования, в изложенной формулировке, не противоречат требованиям пунктов 3, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод N 3 не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе ЭА начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки.
Статьей 42 Закона о контрактной системе определен перечень документов и информации, которые должны содержаться в данном извещении.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень электронных документов, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещению о Закупке, документы и информация, содержащиеся в данном извещении, не противоречат требованиям статьи 42 Закона о контрактной системе.
Электронные документы: описание объекта закупки, обоснование НМЦК (также отдельный файл), требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, проект контракта (также отдельный файл) содержатся в электронном документе - документация о Закупке.
Таким образом, довод N 4 не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе ЭА начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
В пункте 18 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА (перечень документов для участия в закупке).
Данный перечень не содержит требования о предоставлении участником закупки в составе своей заявки предложения о цене контракта.
Таким образом, довод N 5 не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ) (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно извещению о Закупке, размещенному в ЕИС 13.11.2022, НМЦК составляет 9 939 337,00 рублей, при этом установлено "требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
В пункте 18 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА (перечень документов для участия в закупке), в частности необходимость подтверждения членства в СРО.
Таким образом, Заказчик, установив в извещении о Закупке требование к участникам закупки не соответствующее требованиям ГрК РФ, нарушил тем самым пункт 12 части 1, пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части доводов NN 2, 6.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат Закупки, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Д.Т. Елин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 28 ноября 2022 г. N 041/06/49-475/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022