Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок ..., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы ..., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок ...,
с участием:
заявитель - индивидуальный предприниматель Тырыкин Константин Вячеславович (далее также - ИП Тырыкин К. В., индивидуальный предприниматель, заявитель) - уастие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности ..., ...;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Тырыкина К. В. на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система глубокой электромагнитной стимуляции тканей, профессиональная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001922003941) (далее также - аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Тырыкина К. В. на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система глубокой электромагнитной стимуляции тканей, профессиональная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001922003941).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе:
1) неправомерно не установлены ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
2) описание закупаемого заказчиком товара соответствует только одной модели одного конкретного производителя - Полимаг-02.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции представителей заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 17.11.2022 размещено извещение N 0171200001922003941 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система глубокой электромагнитной стимуляции тканей, профессиональная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
22.11.2022 в извещение об осуществлении закупки N 0171200001922003941 внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 999 983,91 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В отношении первого довода заявителя Комиссия установила следующее.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар отнесен заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 к коду 26.60.13.190 "Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки".
Данный код ОКПД 2 включен в Перечень только применительно к товарам со следующими наименованиями и кодами НКМИ:
"Дефибрилляторы;
обогреватели детские неонатальные;
столы неонатальные с автоматическим поддержанием температуры обогрева новорожденных;
соответствующие кодам 119850, 126460, 126470, 126500, 130380, 210150, 233940, 262390, 262430, 262440, 334660, 334670, 334680 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации".
Объектом рассматриваемой закупки является система глубокой электромагнитной стимуляции тканей, профессиональная.
В описании объекта закупки, сформированном заказчиком и уполномоченным органом, содержится указание на код НКМИ - 285040.
Кроме того, примененной заказчиком и уполномоченным органом при осуществлении рассматриваемой закупки позиции КТРУ 26.60.13.190-00000075 также соответствует только один код НКМИ - 285040.
Учитывая изложенное, закупаемый заказчиком и уполномоченным органом товар не входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, поскольку не соответствует включенному в данный перечень товару, характеризуемому кодом ОКПД 2 26.60.13.190, по критериям наименования радиоэлектронной продукции и кода НКМИ. В этой связи первый довод заявителя признается Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным.
Относительно довода заявителя о соответствии описания закупаемого заказчиком товара только одной модели одного конкретного производителя (Полимаг-02) Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Перед объявлением рассматриваемой закупки, а также в ходе ее осуществления заказчиком проведен анализ включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр) аппаратов/систем электромагнитной стимуляции, в результате которого установлено, что потребностям заказчика как медицинской организации онкологического профиля соответствуют аппараты только одного производителя - АО "Елатомский приборный завод". Иные представленные в Реестре медицинские изделия не отвечают потребностям заказчика, поскольку либо имеют узкоспециализированное назначение, либо имеют противопоказания для лечения онкологических заболеваний.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (в редакции изменений от 22.11.2022) описанию объекта закупки соответствуют две модели аппарата, изготавливаемых АО "Елатомский приборный завод" - Полимаг-02 и Полимаг-02-М.
В свою очередь, заявитель не обосновал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Также заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в аукционе.
Кроме того, заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки проведено изучение рынка товаров, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод, что имеется не одна организация, способная поставить требуемый товар, доказательствами чего являются 2 коммерческих предложения, положенные в основу обоснования начальной (максимальной) цены контракта, согласно которым к поставке предлагаются соответствующие требованиям заказчика товары.
Таким образом, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках, выразившихся в установлении последним в аукционной документации требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тырыкина Константина Вячеславовича (ИНН 663306489452, ОГРНИП 322665800011199) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" (ИНН 7606028790, ОГРН 1027600845117), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система глубокой электромагнитной стимуляции тканей, профессиональная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001922003941), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 ноября 2022 г. N 076/06/106-1125/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022