Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее- уполномоченный орган) - "_";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, ОГБУЗ "УСОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик), ООО ЧОО "КРИПТОН" (далее - Заявитель, ООО ЧОО "КРИПТОН");
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по организации поста физической охраны", извещение N 0134200000122004713, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 17 ноября 2022 года поступила жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчики при закупке охранных услуг, в том числе, при осуществлении закупки их у единственного поставщика, обязаны рассчитывать НМЦК в соответствии с Приказом Росгвардии N45 от 15 февраля 2021 года, вместе с тем, по мнению, заявителя заказчиком при расчёте НМЦК данный Приказ не применен.
Кроме того, заявитель полагает, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушения норм Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченным органом, заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 17 ноября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134200000122004713 "Оказание услуг по организации поста физической охраны", (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 690 373 руб. 62 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствие с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, вопросы правильности расчета начальной (максимальной) цены контракта не относятся к компетенции антимонопольного органа, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Из пояснений уполномоченного органа и заказчика следует, что часть 4 "Проект контракта на оказание услуг по организации поста физической охраны" разработана в соответствии с типовым контрактом, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01.06.2020 г. N 149, обязательным для применения Заказчиками с 05.09.2020 г. Содержание технического задания Заказчиком определяется самостоятельно.
Акт принятия объектов под охрану, утвержден приказом от 01.06.2020 г. N149 и подразумевает установку кнопки экстренного вызова полиции (ГБР) за счет Исполнителя, наличие перечня телефонных номеров экстренных служб города, размещение и состояние средств пожаротушения (огнетушителя), передачу имущества и документации, необходимые для надлежащего исполнения принятых Исполнителем обязательств по настоящему контракту.
Акт об оказании услуг по охране объекта (о начале оказания охранных услуг) подразумевает под собой: обследование объекта, подлежащего охране, проведение оценки его уязвимости; ознакомление сотрудников охраны с условиями несения службы и особенностями охраны объекта под подпись; обеспечение сотрудников охраны материальными, техническими и специальными средствами для выполнения ими договорных обязательств в соответствии с требованиями технического задания на оказание охранных услуг объекта; осуществление приема помещений и имущества Заказчика.
Проектом контракта Заказчик определил ответственное лицо за исполнение контракта со стороны Заказчика, отвечающего за своевременность, качество исполнения обязанностей Заказчика, составление необходимой документации по контракту, в том числе подписание необходимых актов.
Комиссия приходит к выводу, что утверждение заявителя о том, что Заказчик не намерен соблюдать предмет Контракта не находит своего подтверждения.
Кроме того, согласно п.2.4. Технического задания Заказчик установил требование, согласно которому Исполнитель обеспечивает выполнение антитеррористических мероприятий. Заявитель жалобы не согласен с абзацем 5 "своевременно корректировать списки должностных лиц учреждения Заказчика, ЧОП, ОВД, оперативных дежурных служб, необходимых для принятия решений и мер при чрезвычайных (аварийных) ситуациях".
По данному факту Заказчик пояснил, что при заключении контракта на охрану стороны согласовывают порядок взаимодействия, в том числе действия Исполнителя при возникновении внештатных ситуаций. Исполнитель должен обеспечить корректировку списков, а именно уточнить телефоны, должности лиц организаций, с кем необходимо взаимодействовать при исполнении обязанностей по контракту.
Также, Комиссией установлено, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 3 заявки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.11.2022 наименьшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки N 36 в размере 1 264 475 руб. 40 коп., то есть снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 53,00%.
Согласно протоколу подведения итогов от 17.11.2022 все заявки признаны соответствующими требованиям извещения электронного аукциона и Федерального закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "КРИПТОН" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022