Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ""
члены комиссии: ""
в отсутствие представителей ОГКУ "ЕДИНЫЙ ЗАКАЗЧИК В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - заказчик)., Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган)., ИП Блиновой Надежды Алексеевны (далее - заявитель, участник закупки, );
рассмотрев жалобу заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Жилые дома для детей-сирот" в г. Тулуне, извещение N 0134200000122005376 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, Уполномоченного органа при проведении данного электронного аукциона. Так, исходя из доводов заявителя следует:
1 - Заказчик не указал возможные виды и объемы работ по строительству, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно. При этом проект контракта предусматривает Приложение N 8, которое должно быть заполнено сторонами по контракту на стадии его исполнения. Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ;
2 - Не заполнив график выполнения строительно-монтажных работ, Заказчик фактически не определил существенные условия контракта, что является нарушением части 6 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы, исходя из которых уполномоченный орган не согласен с доводами жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 11 ноября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона "На подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Жилые дома для детей-сирот" в г. Тулуне", извещение N 0134200000122005376.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 106 400 000 руб. 00 коп.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана 0 заявок от участника закупки.
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России отмечает следующее.
В силу части 56 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Статьей 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ определены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Исходя из положений извещения о проведении электронного аукциона, статьи 1 проекта контракта выполнение работ состоит из 3 этапов:
1) Выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства (далее - работы ПИР) объекта капитального строительства: "Жилые дома для детей-сирот" в с. Нукуты, Нукутского района, (далее - Объект) (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Результатом выполненной работы ПИР являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также разработанная рабочая документация.
2) Выполнить работы по строительству Объекта в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями, разработанными в соответствии с пунктом 1.1.1 настоящего Контракта, а также иной технической документацей, предусмотренной настоящим Контрактом, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который разр батывается Подрядчиком и подписывается Сторонами в течение 5 рабочих дней после получения Подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно форме, установленной Приложением N 3 к настоящему Контракту. Подписанный График выполнения строительно-монтажных работ является неотъемлемой частью настоящего Контракта (далее - График строительно монтажных работ).
Результатом выполненной работы по строительству Объекта является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3) Осуществить поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации Объекта и предусмотренного проектной документацией, выполнить его монтаж и ввод в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта
На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно 6,ей. привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктами "а", "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке);
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "А" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Исходя из вышеуказанных норм, подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий не входят в сферу регулирования Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Таким образом, виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства будут определены только после выполнения первого этапа - подготовка проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с частью 6 статьи 110/2 Федерального закона N 44-ФЗ объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
На основании части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ).
Приказом от 5 июня 2018 г. N 336/пр Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Проект контракта содержит график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту), который заполняется и направляется участнику закупки на этапе заключения контракта.
Согласно пункту 1.1 Методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр методика составления графика выполнения строительномонтажных работ (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1.4 Методики проекты графика выполнения работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в Единой информационной системе вместе с извещением о закупке.
В составе проекта контракта присутствует график выполнения строительно монтажных работ (образец формы), который составлен в соответствии с методикой. Заказчиком не заполнен график ввиду того, что объект закупки смешанный, предполагает изначально этап разработки проектной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя необоснованной;
2. копии решения направить сторонам по жалобе;
3. отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 30 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2022