Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 28 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 40" города Магнитогорска о включении индивидуального предпринимателя Ходаковской Ольги Семеновны (далее - ИП Ходаковская О.С.) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку светильников аварийного освещения (извещение N 0369300255822000002) (далее -аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 40" города Магнитогорска (далее - Учреждение, Заказчик): директора Камаевой Л.В., действующей на основании распоряжения Администрации г. Магнитогорска от 25.08.2022 N 205-к;
- в отсутствие представителя ИП Ходаковской О.С., уведомленной о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ИП Ходаковской О.С. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку светильников аварийного освещения (извещение N 0369300255822000002) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела совместный электронный аукцион объявлен путем размещения уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона от 07.07.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 251 095 рублей 05 копеек.
Контракт N АВАРСВЕТ-40 на поставку светильников аварийного освещения заключен Заказчиком с ИП Ходаковской О.С. 31.07.2022, на сумму 15 005,55 рублей.
Как следует из обращения заказчика, поставщиком нарушены существенные условия контракта, а именно поставлен товар ненадлежащего качества, не отвечающий условиям контракта, в связи с чем, 11.10.2022 заказчиком принято Решение об одностороннем отказе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 64 имени Б. Ручьева" города Магнитогорска от исполнения Контракта от 31.07.2022 N АВАРСВЕТ-64 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
Контракт расторгнут - 01.11.2022, сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 16.11.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта N АВАРСВЕТ-40 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.4.8 контракта также предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 01.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 01.11.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено ИП Ходаковской О.С. 02.11.2022 07:36 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 15.11.2022.
При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Ходаковской О.С. 31.07.2022 посредством электронного документооборота заключен контракт N АВАРСВЕТ-40 на поставку светильников аварийного освещения (реестровый номер в ЕИС N 3744501616722000023) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется поставить светильники аварийного освещения (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту) (далее - спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Калмыкова, дом 8, в срок с 05.08.2022 по 19.08.2022.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.11.2022 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены, осуществлена поставка товара, характеристики которого не соответствуют спецификации.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Как следует из пояснений представителя заказчика, данных на заседании Комиссии и решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщик осуществил поставку светильников в количестве 35 штук предусмотренных контрактом, с нарушением сроков (16.09.2022, а не 19.08.2022).
При поставке товара поставщиком не предоставлены паспорт товара на русском языке и сертификат соответствия на поставленный товар, а также выявлено, что показатель емкость аккумулятора поставленного товара, не соответствует емкости аккумулятора, указанного в Спецификации (1000 А вместо 1 200 А).
Выявив указанные нарушения заказчик 10.10.2022 составил Акт о выявленных недостатках N 1 по контракту от 31.07.2022 N АВАРСВЕТ-40, а также направил в адрес Поставщика требование (исх. N 161 от 16.09.2022) о предоставлении в "кратчайшие сроки" паспорта и сертификатов на светильники, для проверки характеристик поставленного товара.
Также заказчиком составлен Мотивированный отказ от приемки и подписания документа о приемке товара, в котором содержится указание о том, что выявлены нарушения, со ссылкой на Акт о выявленных недостатках N 1 по контракту от 31.07.2022 N АВАРСВЕТ-40, а также предоставлен срок на устранение выявленных нарушений -не более 10 рабочих дней.
Указанный Мотивированный отказ и Акт о выявленных недостатках N 1 по контракту от 31.07.2022 N АВАРСВЕТ-40 направлены Заказчиком Поставщику по электронной почте 17.09.2022.
Кроме того, пункт 4.1.8 контракта относительно "обеспечения соответствия поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом", по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, указывает на неопределенность такого условия, поскольку контрактом не определены требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования.
При этом заказчиком документально не подтверждено, что поставленные товар не соответствует характеристикам, указанным в контракте, также, как и не подтверждено, что поставленный товар является некачественным.
При этом, в соответствии с действующим гражданским законодательством ненадлежащее качество товара - это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Из документов, представленных в материалы дела, не следует однозначный вывод о том, что поставленный товар не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к товарам данного вида, также, как и подтверждающих невозможность использования поставленного товара в соответствии с целями его приобретения Заказчиком и назначением.
Также из действий Поставщика по исполнению обязательств по контракту не усматривается неоднократность нарушения сроков поставки товара.
Согласно пункту 15 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Из сведений, представленных в материалы дела, невозможно сделать вывод о существенном нарушении условий контракта со стороны поставщика.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (поставщиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение поставщиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Принимая во внимание, что поставщиком поставлен товар, в количестве, предусмотренном условиями контракта, а нарушение существенных условий контракта Заказчиком не подтверждено, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении сведений об ИП Ходаковской О.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 40" города Магнитогорска о включении индивидуального предпринимателя Ходаковской Ольги Семеновны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку светильников аварийного освещения (извещение N 0369300255822000002), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 ноября 2022 г. N 074/06/104-3227/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022