Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Контракт", в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Министерства имущества Челябинской области Воложениной А.А., действующего на основании доверенности N 1/47 от 14.10.2022,
- представителя Министерства имущества Челябинской области Силантьева И.А., действующего на основании доверенности N 1/52 от 22.11.2022,
- представителя Министерства имущества Челябинской области Сергеевой Н.Г., действующего на основании доверенности N 1/53 от 22.11.2022,
- представителя Министерства имущества Челябинской области Ворониной И.В., действующего на основании доверенности N 1/49 от 24.10.2022,
- представителей Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" Пичуговой Т.В., действующей на основании доверенности N 09 от 04.04.2022,
- представителей Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" Паровик А.А., действующей на основании доверенности N 11 от 04.04.2022;
- представителей Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" Котовой В.И., действующей на основании доверенности N 12 от 04.04.2022;
- в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 21.11.2022 поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного на выполнение работ по сносу нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, город Челябинск, переулок Дачный, дом 14-а, с кадастровым номером 74:36:0414018:219 (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам 11.11.2022 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Министерство имущества Челябинской области. Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 3 763 713, 55 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.11.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Контракт" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя в извещении о проведении закупки в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно установлено требование к участнику закупки и к составу заявки о наличии членства в саморегулируемой организации, так как необходимость его наличия необходимо в случае, если стоимость сноса составляет более 10 млн рублей. Кроме того, в проекте контракта не указано условие об уменьшении суммы оплаты на размер налоговых выплат и обязательных платежей.
Представители уполномоченного учреждения и заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, так как начальная максимальная цена контракта превышает 3 млн рублей, членство в саморегулируемой организации в области строительства требуется в случае, если стоимость сноса составляет более 1 млн рублей. Кроме того, представители заказчика пояснили, что условие об уменьшении суммы, подлежащей оплате, на размер налогов и сборов не предусмотрено, так как такая обязанность возникает у заказчика в случае, если контракт заключается с физическим лицом, однако участником закупки по закупке может быть только субъект малого предпринимательства.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно части 4 статьи 55.31 ГрК РФ работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 55.31 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
При этом, в части 6 статьи 55.31 ГрК РФ указаны случаи, когда для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства.
Таким образом, членство в саморегулируемой организации в области строительства требуется в случае, если стоимость работ по сносу объекта капитального строительства составляет более 1 миллиона рублей с учетом исключений, предусмотренных частью 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
В требованиях к участнику закупки и к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующие условия: наличие участника в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства.
При этом, в требованиях установлено, что вышеуказанные условия не распространяются:
- на участников, которые на этапе торгов предложат цену контракта 1 млн. руб. и менее
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта по обжалуемой закупке составляет 3 763 713, 55 рублей, то договор подряда на осуществление сноса может быть заключен на сумму, превышающую один миллион рублей, в связи с чем наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства является одним из возможных условий для выполнения работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в части установления требования к участнику закупки и к составу заявки о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства.
2. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Глава 23 НК определяет порядок налогообложения физических лиц, в том числе особенности исчисления налога налоговыми агентами.
Из части 1 статьи 226 НК РФ следует, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиком налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, заказчик, выступая в качестве налогового агента, обязан удерживать налог или иной обязательный платеж из суммы, подлежащей оплате, при заключении контракта с физическим лицом.
С учетом того, что при проведении аукциона установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства, а также принимая во внимание, что работы по сносу объекта капитального строительства осуществляются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области строительства, за исключением случаев, указанных в ГрК РФ, то условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, не может быть применимо к обязательствам сторон при проведении оспариваемой закупки, в связи с чем Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в части отсутствия в проекте контракта обязанности заказчика об удержании суммы налогов и обязательных платежей, связанных с оплатой контракта.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности.
В пункте 6 технического задания указано, что работы необходимо осуществлять в соответствии с проектной документацией.
В пункте 14 проектной документации предусмотрено, что отходы демонтажа и строительные отходы, образующиеся в процессе производства работ вывозятся по договору на полигон ТБО для последующего захоронения или на предприятия по переработки, в пункте 10 локального сметного расчета NЛС-02-01-01 указано, что подрядчику необходимо осуществить перевозку грузов автомобилями самосвалами на расстояние до 23 км.
Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, включает в себя следующие виды отходов, а также соответствующие им классы опасности:
- 81290101724 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный;
- 82291111204 - лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций.
Таким образом, отходы, образующиеся в ходе осуществления сноса и демонтажа здания, относятся в том числе к отходам 4 класса опасности, услуги по вывозу и транспортированию которых являются неотъемлемым этапом осуществления работ по сносу объекта капитального строительства в силу положений технического задания, локального сметного расчета, а также проектной документации.
С учетом изложенного, в единых требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в требованиях к составу заявки должно находить отражение условие о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (транспортирование отходов IV класса опасности), что подтверждается соответствующей выпиской из реестра лицензий.
Следует отметить, что в пункте 2.1.2 проекта контракта установлена обязанность подрядчика по предоставлению копию собственной лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (транспортирование отходов IV класса опасности) либо по предоставлению копии договора с субподрядной организацией, имеющей указанную лицензию.
Вместе с тем, установление указанного условия исполнения контракта не снимает с заказчика обязанность по установлению в извещении о закупке требования к участнику закупки и к составу заявки о предоставлении на стадии подачи заявок выписки в подтверждение соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в требованиях к участнику закупки содержанию и составу заявки участника закупки не установлено условие о предоставлении лицензии на транспортирование отходов соответствующего класса опасности, подтвержденной выпиской, что не соответствует описанию объекта закупки.
При этом Комиссия, принимая во внимание, что данное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как 11 участников закупки подали ценовые предложения, начальная (максимальная) цена контракта снижена на 87 %, при этом заявки указанных участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, а также учитывая, что заявитель на дату рассмотрен6ия жалобы не является участником закупки, зарегистрированным в единой информационной системе, считает возможным в при данных обстоятельствах предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Контракт" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комисси Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 ноября 2022 г. N 074/06/106-3276/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2022