Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 02 декабря 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального казённого учреждения "Служба заказчика по строительству и ремонту" (далее - МКУ "СЗСР", заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "УРАЛЬСКИЙ ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР" (далее - ООО "УРАЛЬСКИЙ ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР", ООО "УИЦ", Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "УИЦ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 0369300005122000002 А02-КР/2022 от 09.03.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт трубопроводов отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37 (извещение N 0369300005122000002), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей МКУ "СЗСР" и.о. директора, заместителя директора Габбасова Руслана Степановича, начальника сметно-договорного отдела Нюняевой Анны Алексеевны, заместителя директора Саранчука Сергея Петровича, действующих на основании приказа N 01-22/110ЛС от 31.10.2022, доверенностей б/н от 01.10.2022, 01.11.2022;
в отсутствие представителей ООО "УИЦ", уведомленных о времени и месте заседания комиссии. Телеграмма, направленная в адрес Общества, вернулась с отметкой "ПОДАННАЯ ВАМИ ТЕЛЕГРАММА 25/11 МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ 60Б Н/П 20 КОМ 10 ООО УРАЛЬСКИЙ ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР РУКОВОДИТЕЛЮ ВРУЧЕНА ИНЖЕНЕРУ ПТО КОЧМАР В.В. 25/11". Информация о проведении внеплановой проверки размещена в ЕИС в разделе "Внеплановые поверки".
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.11.2022 поступило обращение МКУ "СЗСР" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "УИЦ", его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 0369300005122000002 А02-КР/2022 от 09.03.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт трубопроводов отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37 (извещение N 0369300005122000002) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела МКУ "СЗСР" объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 15.02.2022 в 10:41 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 205 687, 72 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 24.02.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 15,21 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N извещения 0369300005122000002) от 25.02.2022.
Муниципальный контракт N 0369300005122000002 А02-КР/2022 от 09.03.2022 заключен 09.03.2022.
Из обращения МКУ "СЗСР" следует, что подрядчиком обязательства по контракту выполнены ненадлежащим образом. Данное обстоятельство явилось причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.
Между МКУ "СЗСР" и МКУ "СЗСР" 09.03.2022 заключен муниципальный контракт N 0369300005122000002 А02-КР/2022 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту трубопроводов отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37 (далее по тексту работы по капитальному ремонту трубопроводов отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37, именуется - работы).
Работы по Капитальному ремонту трубопроводов отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37 включают в себя следующие работы:
- демонтажные работы;
- монтаж систем отопления здания;
- монтаж системы горячего водоснабжения здания;
- сопутствующие строительные работы;
- пусконаладочные работы.
В период выполнения работ по контракту (время от срока их начала по срок их окончания) подрядчик обязан выполнить строительные, монтажные, пусконаладочные и иные работы по капитальному ремонту, укомплектовать всем необходимым оборудованием, провести все необходимые испытания и опробования по подготовке к эксплуатации и предъявить результат работ заказчику (сообщить о готовности к сдаче результата выполненных работ).
Состав, виды, объемы, содержание и другие требования, выполняемых по контракту работ, в том числе требования к их результатам, определяются технической документацией, указанной в приложении N1 (Перечень технической документации) к настоящему контракту (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 контракта, собственными силами в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами и (или) силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой (сметами), определяющей цену работ.
Место выполнения работ: Россия, 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37. Работы выполняются Подрядчиком с выездом на местность в пределах места нахождения объекта (пункт 1.4 контракта).
Сроки выполнения работ определены разделом 2 контракта. Так, согласно пункту 2.1 контракта: начало работ: 01 июня 2022 года; окончание работ: 31 июля 2022 года; срок исполнения обязательств: 05 сентября 2022 года.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта включает компенсацию издержек подрядчика (все затраты подрядчика), и причитающееся ему вознаграждение (прибыль) и по результатам определения подрядчика составляет 2718005,85 рублей (два миллиона семьсот восемнадцать тысяч пять рублей 85 копеек), в том числе НДС 453000,98 руб. по ставке 20%.
В силу пункта 4.1 контракта оплата производится заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней за выполненные работы после окончания работ и подписания документа о приемке в единой информационной системе в соответствии с разделом 9 контракта при условии: - устранения дефектов, выявленных при приемке работ; -получения заказчиком от подрядчика счета, подтвержденного справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Применение документов (справок о стоимости выполненных работ и затрат), форма и содержание которых, должны соответствовать требованиям, содержащимся в Постановлении Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", является обязательным для сторон при исполнении настоящего контракта; - получения соответствующей исполнительной документации (исполнительная документация должна быть представлена в объёме, соответствующем объёму выполненных работ, указанных в актах выполненных работ. Счёт или счёт-фактура составляются подрядчиком на сумму, соответствующую стоимости выполненных Подрядчиком работ и понесённых затрат (документ о приемке и справки формы N КС-3, подтверждающие их стоимость, составляются исключительно для проведения расчётов и никаких других правовых последствий не порождают).
Пунктом 5.1.22 контракта установлена обязанность подрядчика, выполнять ежедневное ведение общего и специальных журналов учёта выполнения работ. Обеспечить еженедельное предоставление заказчику на проверку и согласование общего и специальных журналов учёта выполнения работ.
Обязанность подрядчика, предусмотренная пунктом 5.1.32 контракта касается выполнения пусконаладочных работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, правом заказчика, установленным пунктом 5.5.10 контракта, является право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 9.2 контракта приемка результата работ осуществляется в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Документ о приемке, подписанный подрядчиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного подрядчиком, считается дата размещения документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик (подпункт 2 пункта 9.2 контракта).
Подпунктом 4 пункта 9.2 контракта определено, что в случае создания приемочной комиссии в срок двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке: а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы; б) после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов;
Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в направляются автоматически с использованием единой информационной системы подрядчику. Датой поступления подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен подрядчик (подпункт 5 пункта 9.2 контракта).
Одновременно с размещением подписанного в единой информационной системе документа о приемке, но не позднее 3 (трех) рабочих дней после размещения такого документа подрядчик обязан предоставить заказчику к документу о приемке работ (этапов работ) контракта, предусмотренному пп. 1) на бумажном носителе справки по форме КС-3, счета-фактуры и скомплектованную исполнительную документацию в 3-х оформленных экземплярах, выполненную в соответствии с требованиями СНиП и РД (руководящих документов), а также иную техническую документацию, необходимую для приёмки работ. Отсутствие исполнительной документации на объем представленных к приемке работ является основанием для отказа в приемке выполненных в отчетном периоде работ (пункт 9.3 контракта).
Пунктом 9.4 контракта определено, что к исполнительной документации относятся: документы, предусмотренные Приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", в том числе акты на скрытые работы и исполнительные схемы на выполненные работы; соответствующие сертификаты соответствия, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов, оборудования (инженерного и технологического), комплектующих изделий, строительной техники и конструкций, удостоверяющих качество материалов, оборудования и инвентаря, а также иные документы, предусмотренные Российским законодательством при строительстве.
В случае обнаружения дефектов представитель заказчика отказывает подрядчику в приемке работ, и назначает дату повторной приёмки после их устранения (пункт 9.5 контракта).
Работы, выполненные подрядчиком с отклонением от требований проектной документации, нормативных правовых актов, не подлежат оплате заказчиком до устранения подрядчиком обнаруженных недостатков (пункт 9.6 контракта).
В соответствии с пунктом 11.1 контракта контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами. Срок действия контракта - не позднее 31 декабря 2022 года. Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту и не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно пункту 11.3 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе: - если подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта (10 дней с момента заключения контракта - зарегистрированных на территории подрядчиков; спустя 14 дней с момента получения разрешения въезда на территорию ЗАТО- для иногородних подрядчиков) или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку, указанному в контракте становится явно невозможным.
а) систематическое (2 раза и более) нарушение подрядчиком сроков выполнения работ;
б) задержка подрядчиком начала выполнения работ более чем на 5 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика;
в) неоднократное (2 раза и более в течение одного календарного месяца) несоблюдение (отступление от требований, предусмотренных контрактом об оказании услуг, проектной документацией, стандартами, нормами и правилами, а также иными действующими нормативными правовыми актами) подрядчиком требований к качеству работ и (или) технологии проведения работ;
г) неоднократное (2 раза и более в течение одного календарного месяца) использование некачественных материалов, изделий и конструкций, выявленных заказчиком в соответствии с условиями контракта;
д) нарушение подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов;
е) нарушение срока замены независимой гарантии, установленного контрактом, при отзыве лицензии, банкротстве или ликвидации банка-гаранта более чем на 2 рабочих дня;
ж) выявление заказчиком после заключения контракта факта недействительности представленной подрядчиком независимой гарантии (представление поддельных документов, получение от банка-гаранта опровержения выдачи независимой гарантии подрядчику в письменной форме);
з) неисполнение обязательства о продлении срока независимой гарантии при изменении сроков выполнения работ в связи с изменением по соглашению сторон сроков выполнения работ либо при нарушении подрядной организацией предусмотренных контрактом о проведении капитального ремонта сроков выполнения работ.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 11.5 контракта).
В материалах дела представлена переписка между заказчиком и Обществом по вопросам, касающимся исполнения контракта.
Заказчик, указав на допущенную подрядчиком просрочку в предоставлении для согласования МКУ "СЗСР" проекта производства работ и графика производства работ по объекту, на отсутствие выполнения работ подрядчиком, попросил Общество представить недостающие документы, пояснения о задержке выхода на производственную площадку и начале работ на объекте письмом от 08.06.2022 N 01-18/635.
В информационном письме N 58/06 от 09.06.2022 ООО "УИЦ" попросило МКУ "СЗСР" скорректировать смету с учетом корректировки количества материалов, необходимых для проведения работ.
В письме N 68/06 от 23.06.2022 подрядчик попросил заказчика ускорить расчеты по корректировке сметы и внести соответствующие изменения в проект дополнительного соглашения.
Подтверждение необходимости предоставления подрядчиком документов, указывающих на обоснованность заключения дополнительного соглашения в части увеличения цены контракта отражено в письме МКУ "СЗСР" от 23.06.2022 N 01-18/694.
Требование приступить к выполнению работ, провести демонтажные работы систем отопления, приступить к монтажу трубопровода и системы отопления до 30.06.2022, выполнить все работы в соответствии с графиком производства работ и условиями контракта предъявлено заказчиком в письме от 24.06.2022 N 01-18/693.
Просьба Общества о рассмотрении МКУ "СЗСР" вопроса увеличения цены контракта и изменения срока его исполнения нашла отражение в письме N 78/06 от 28.06.2022.
Письмом N 79/06 от 01.07.2022 подрядчик указал, что для исполнения контракта необходимо поставить дополнительный объем материалов по цене, которая актуальна в настоящий момент. При отсутствии материалов (дополнительные батареи отопления) возможно исполнить объем, который отражен в смете.
Указание на проведение работ с отклонением от проектных решений и нормативных документов нашло отражение в письме МКУ "СЗСР" от 12.07.2022 N 01-18/725.
Согласно письму N 87/07 от 20.07.2022 Общество направило заказчику расчет дополнительных затрат.
Просьба активизировать работу на объекте, а также указание на ведение работ с большим отступлением от графика производства работ на объекте нашли отражение в письме заказчика от 12.08.2022 N 01-18/827.
Повторное уведомление о "выполнении работ с затягиванием рабочего процесса на объекте", отсутствии журнала производства работ, ведении работ с нарушением нормативных документов, выполнении монтажа трубопроводов при обвязке радиаторов без учета их эксплуатации, а также просьба учесть замечания и устранить выявленные замечания, произвести активизацию рабочего процесса на объекте содержится в письме от 01.09.2022 N 907.
Указание на истечение срока исполнения обязательств, значительное нарушение последовательности выполнения работ и графика производства работ зафиксировано в письме от 15.09.2022 N 01-18/956. Также заказчик указал, что поскольку ни один из этапов работ не предъявлен к сдаче, поэтому согласно условий контракта будет фиксироваться просрочка исполнения обязательств, начиная с 31.07.2022 до момента направления через ЕИС документов о готовности сдачи работ; оснований для заключения дополнительных соглашений нет; при завершении всех строительных работ на объекте подрядчиком, будет оформлено дополнительное соглашение о расторжении контракта с закрытием работ по факту, начислена неустойка.
Факт отсутствия на объекте журнала производства работ зафиксирован письмом от 03.10.2022 N 1028.
Телефонограммой N 82 от 21.10.2022 Общество приглашено на совещание 24.10.2022 в 14-00.
Согласно акту N 1 от 24.10.2022 комиссией в составе представителей МКУ "СЗСР", ООО "УИЦ", МКУ "ЦОДОУ" зафиксировано выполнение подрядчиком демонтажных работ системы отопления здания и частичное монтирование трубопровода и системы отопления; принято решение обязать подрядчика в срок до 28.10.2022 закончить все работы по монтажу оборудования системы отопления здания, провести опрессовку промывку и пусконаладку системы отопления здания, предоставить исполнительную документацию по выполненным работам, расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В письме N 90/11 от 08.11.2022 ООО "УИЦ" сообщило, что не несет ответственности за техническое состояние отопительных приборов, которые не подвергались замене, и не имеет возможностей для их ремонта и замены.
Письмом от 07.11.2022 N 01-18/1176 заказчик сообщил Обществу, что работы по гидравлическому испытанию системы отопления здания входят в состав проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу (объемы и стоимость), МКУ "СЗСР" полномочиями по изменению объемов и стоимости работ, учтенных сметой контракта и прошедшей государственную экспертизу, не обладает. Одновременно заказчик уведомил, что подрядчиком не представлена исполнительная документация на выполненные работы, отсутствие указанной документации является основанием для отказа в приемке работ.
Просьба согласовать установку на радиаторы защитных экранов серии "ЭКОНОМ" нашла отражение в письме N 40-Сн от 10.11.2022.
Исполнительно-техническая документация на выполненные работы направлена подрядчиком заказчику на проверку приложением к письму N 41-Сн от 14.11.2022.
Замечания, выявленные при рассмотрении представленной исполнительной документации указаны в письме МКУ "СЗСР" от 18.11.2022 N 01-18/1215.
Согласно письму N 44-Сн от 21.11.2022 ООО "УИЦ" направило МКУ "СЗСР" исполнительно-техническую документацию после устранения замечаний, указанных в письме от 18.11.2022 N 1215.
Как следует из обращения заказчика от 28.11.2022 N 01-18/1148, адресованного прокурору г. Снежинска, работы по контракту не выполнены в полном объеме (не выполнены работы по промывке, опрессовке и изоляции труб трубопроводов отопления; к работам по монтажу системы ГВС и сопутствующим работам подрядчик не приступал), документы о приемке отсутствуют.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что работы по монтажу системы отопления подрядчиком фактически выполнены в полном объеме, но для запуск системы и ее проверки МКУ "СЗСР" вынуждено было обратиться к иным хозяйствующим субъектам.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Муниципальным казённым учреждением "Служба заказчика по строительству и ремонту" 09.11.2022 N 01-18/1179, сформировано с использованием единой информационной системы 09.11.2022.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 09.11.2022
Вместе с тем, дата расторжения контракта определена заказчиком как 21.11.2022, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 23.11.2022.
Принимая во внимание, что в силу части 13 статьи 95 контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, такой датой является 22.11.2022, заказчиком не в полной мере соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Таким образом, из представленных сторонами в материалы дела сведений и информации следует, что работы по капитальному ремонту трубопроводов отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37 подрядчиком выполнены, но не в полном объеме, а заказчиком не приняты и не оплачены.
В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил цену контракта на 15,21 %.
Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако должный результат не достигнут.
Действия ООО "УИЦ" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность в капитально отремонтированном (веденным в эксплуатацию) трубопроводе отопления и ГВС в здании МБДОУ N28 по адресу: 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Васильева, 37 не удовлетворена.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, о наличии в действиях юридического лица недобросовестного поведения.
Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "УРАЛЬСКИЙ ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР".
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным казённым учреждением "Служба заказчика по строительству и ремонту" об ООО "УРАЛЬСКИЙ ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР" (ИНН 7447253332), его директоре и участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 декабря 2022 г. N 074/10/104-3285/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022