Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Татарстанского УФАС России) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика МБОУ "Лицей N 35" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Заказчик, МБОУ "Лицей N 35" - Калимуллиной Э.Н. (доверенность б/н от 22.11.2022), в присутствии представителей заявителя - Судаковой Р.С. (доверенность N 12 от 12.10.2022) и Журавлевой М.А. (доверенность N 7/11 от 07.11.2022), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО "ЭДУТЕХ" (вх. N 14278/ж от 17.11.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0111300005122000501 на предмет: "Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком для нужд МБОУ "ЛИЦЕЙ N 35" НМР РТ",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300005122000501 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 09.11.2022.
Заказчик - МБОУ "Лицей N 35" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 091 000,01 руб.
Объект закупки - "Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком для нужд МБОУ "ЛИЦЕЙ N 35" НМР РТ".
Суть жалобы, по мнению заявителя, что закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода об отсутствии установления запрета по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование) обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с "ГОСТ 19781-90. Государственный стандарт Союза ССР. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения" под программным обеспечением понимается совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
Согласно позиции Минфина (письмо от 30 апреля 2020 N 24-03-06/35429), в соответствии с подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 указанного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта. Таким образом, в случае осуществления закупок, предметом которых является поставка компьютерного оборудования, запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется в случае, если программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка интерактивных панелей.
Так, согласно содержанию технического задания объекта закупки закупаемая интерактивная панель должна предусматривать наличие предустановленной операционной системы с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений (Версия операционной системы Android встроенного вычислительного блока не ниже 9.0).
Таким образом, содержание технического задания подразумевает условия поставки товара с встроенным программным обеспечением.
С учетом изложенного, объект закупки подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Вместе с тем, в извещении не был установлен запрет на допуск исключительных прав на программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 либо не было сформировано обоснование невозможности соблюдения указанного запрета для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком, уполномоченным органом были нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.Относительно довода об отсутствии установления в предмете закупки позиций, предусмотренных КТРУ, что в конечном итоге привело к невозможности использования запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Согласно пунктам 5, 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Как было установлено ранее, предметом рассматриваемой закупки является поставка интерактивных панелей.
В рамках предмета закупки Заказчиком, Уполномоченным органом был применен код позиции ОКПД 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Согласно представленным пояснениям представителя заказчика необходимость установления указанного ОКПД обуславливалась тем, что предусмотренные в рамках объекта закупки позиции КТРУ на распространяются на закупаемые панели в текущей закупке, поскольку не отвечают установленным техническим характеристикам и показателям, требуемым Заказчику. Позиция КТРУ Заказчиком не использована вследствие её несоответствия предмету закупки.
В ходе анализа Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
Так, в КТРУ имеются следующие позиции товаров, соответствующие объекту проводимой закупки:
- 26.20.13.000-00000003 "Интерактивная панель";
- 26.20.13.000-00000001"Интерактивная панель";
- 26.20.13.000-00000002 "Интерактивная панель".
Комиссия отмечает, что Уполномоченным органом и Заказчиком не были представлены доказательства, подтверждающие, что какая-либо из предусмотренных позиций КТРУ не соответствует установленным показателям и характеристикам в описании объекта закупки.
Кроме того, позиция кода ОКПД2 26.20.13.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных", включенная в предусмотренные позиции КТРУ, подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, которое Уполномоченным органом, Заказчиком установлено не было.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, указанные действия Уполномоченного органа, Заказчика, ненадлежащим образом установивших код позиции ОКПД, привели к не установлению запрета согласно Постановлению N 616, что нарушает требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу обоснованности довода заявителя.
Уполномоченным органом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14, пунктов 5, 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при отсутствии установления позиции КТРУ, предусмотренных в рамках объекта закупки и не установлении в связи с этим запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссией Татарстанского УФАС России принято решение о выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "ЭДУТЕХ" (вх. N 14278/ж от 17.11.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0111300005122000501 на предмет: "Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком для нужд МБОУ "ЛИЦЕЙ N 35" НМР РТ" обоснованной.
2. Признать заказчика МБОУ "Лицей N 35" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и уполномоченный орган МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" нарушившими часть 3 статьи 14, пункты 5, 15 части 1, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику МБОУ "Лицей N 35" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и уполномоченному органу МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии Л.А. Акперова
А.И. Салимзянов
Исп.: Салимзянов А.И.
Тел.: +7 499 755 23 23, вн.тел.: 016-130
Тел.: 8 (843) 238-24-86
e-mail: to16-salimzyanov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 ноября 2022 г. N 016/06/42-1769/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022