Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.) жалобу ООО "АДАНИ РУС" на действия заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела ,ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки N0167200003422007975),
УСТАНОВИЛА
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 18.11.2022 г. поступила жалоба ООО "АДАНИ РУС" на действия заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе приводит следующие доводы:
Первый довод. Документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, влекущих ограничение количества участников.
Заказчиком при осуществлении закупки выбран код ОКПД 2: 26.60.11.119 "Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях", который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878). Заявитель отмечает, что поскольку объектом закупки является Система компьютерной томографии всего тела, такой объект закупки может быть описан в соответствии с одной из 15 позиций каталога товаров, работ и услуг, содержащихся в каталоге под общим номером 26.60.11.119-00000028. В виду того, что Заказчик не использовал ни одну из имеющихся в каталоге под общим номером 26.60.11.119-00000028 позицию, соответствующую объекту закупки, Заказчик в нарушение Правил не включил подлежащую применению позицию КТРУ.
Второй довод. Имеются противоречия в Извещении и в проекте Контракта.
Заказчик в Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0167200003422007975 в части описания объекта закупки устанавливает код позиции 26.60.11.111 и наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", а в Приложении N2 к Извещению об осуществлении закупки в части описания предмета договора описан код ОКПД2-26.60.11.119 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (письмо от 24.11.2022), указав следующее. Основанием не применения Каталога товаров, работ, услуг заказчиком при описании объекта закупки, послужило отсутствие в нем позиции с характеристиками, отвечающими потребности заказчика. Применение параметров, которые содержатся в КТРУ, без дополнительных требований, приведет к ухудшению класса томографа и возможности участия в торгах аппаратов, которые не подходят под клинические нужды ГБУЗ ТО "Областная больница N11" (р.п. Голышманово) и не обеспечат должного качества и скорости визуализации для эксплуатации в условиях работы отделения учреждения здравоохранения.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, считает жалобу не подлежащей удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона поставка медицинских изделий:Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела ,ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий в интересах ГБУЗ ТО "Областная больница N11" (р.п. Голышманово).
Начальная (максимальная) цена контракта 68 606 666,67 рублей.
Информация об электронном аукционе 15.11.2022 года была размещена в Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167200003422007975.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (Пункт 6 Правил использования каталога).
Пунктом 7 Правил использования каталога предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Так, на закупаемое оборудование, установлены характеристики закупаемого товара в Приложении N1, в частности к поставке требуется оборудование со следущими хараткеристиками: минимальное время одного оборота рентгеновской трубки не более 0.5 сек, диапазон наклона гантри от вертикального положения должен быть не уже от -30 до +30 градусов, количество линеек детектора не менее 64, теплоёмкость рентгеновской трубки не менее 0.5 MHU и т.д.
Как следует из пояснений представителя заказчика основанием не применения Каталога товаров, работ, услуг заказчиком при описании объекта закупки, послужило отсутствие в нем позиции с характеристиками, отвечающими потребности заказчика. Позиция КТРУ (26.60.11.119-00000028) не содержит необходимых характеристик и дата начала обязательного применения данной позиции каталога 01.01.2023 г.
Также в материалы дела Заказчиком представлены доказательства (сравнительная таблица), подтверждающие наличие оборудований разных производителей, соответствующих техническим характеристикам из описания объекта закупки, что исключает ограничение конкуренции.
В заседании Комиссии Заявитель признал тот факт, что имел возможность приобрести оборудование, соответствующее техническим характеристикам описания объекта закупки, но посчитал данные действия невыгодными для компании, так как сам является производителем рентгеновских аппаратов.
Представитель Уполномоченного органа упомянул, что на этапе подачи заявок до рассмотрения жалобы на участие в закупке было подано 2 заявки, что доказывает наличие конкуренции между участниками торгов.
Комиссия, учитывая, пояснения всех участников дела, а также с учетом того, что в КТРУ не содержится позиции товара с необходимыми характеристиками, соответствующими потребности заказчика, приходит к выводу, что описание объекта закупки осуществлено правомерно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с чем признает первый довод жалобы заявителя необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе указывает на то, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать такие электронные документы как описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта и др.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0167200003422007975 в части описания объекта закупки Заказчик устанавливает код позиции 26.60.11.111 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", при этом в Приложении N2 к Извещению об осуществлении закупки в пп. 1.1. проекта Договора на поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела ,ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий указано "В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела ,ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (код ОКПД2 - 26.60.11.119) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги".
Комиссия приходит к выводу о том, что данный довод жалобы является обоснованным, так как Заказчиком установлен ненадлежащий код ОКПД2 в проекте контракта в противоречие Извещению о проведении закупки N0167200003422007975, что в свою очередь подразумевает нарушение Заказчиком ч.3 ст.7, ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
По смыслу ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с тем, что код ОКПД2 из Извещения о проведении закупки не соответствует с кодом ОКПД2 из проекта контракта, то Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменения в проект контракта при направлении его победителю в части указания верного кода ОКПД2 (26.60.11.111).
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "АДАНИ РУС" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Областная больница N11" (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела ,ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки N0167200003422007975) обоснованной частично.
2. Признать заказчика нарушившим пункт ст.7, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменения в проект контракта при направлении его победителю в части указания верного кода ОКПД2 (26.60.11.111).
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 ноября 2022 г. N 072/06/44/194/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2022