Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н..;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Абдуллин А.А.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное орган: Государственное казённое учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов";
- Газетдинова М.И. (доверенность);
Заказчик: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
- Давлетов А.А. (доверенность);
- Ерохина Е.Е. (доверенность);
Заявитель: АО "ФАРУС";
- Петербургский А.П. (доверенность),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от АО "ФАРУС (вх. 17434/22 от 21.11.2022) на действия Уполномоченного органа в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике, Заказчика в лице Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0101500000322000292 "Выполнение работ по объекту "Ликвидация несанкционированной свалки в черте городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" (национальный проект "Экология")".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно неправомерно отклонена заявка на участие в электронном аукционе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком и Уполномоченным органом была представлена информация по закупке N 0101500000322000292.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что его заявка была неправомерно отклонена, т.к. для определения наличия у участника аукциона опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика.
Представитель Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснил: "Представленный Заявителем в качестве подтверждения опыта договор заключен и исполнен не в соответствии с Законом N 44-ФЗ либо Законом N 223-ФЗ. Кроме того, данный договор является договором субподряда, что не может подтверждать опыт участника, т.к. такой договор не является администрируемым, в силу чего невозможно из открытых источником определить, как именно он исполнялся субподрядчиком (с нарушениями, штрафами и т.п.). Более того, даже надлежащим образом исполненный субподрядный договор свидетельствует лишь о том, что участник имеет опыт выполнения конкретного вида, но не полного комплекса работ. Также представленные участником акты и счета-фактур по исполнению комплекса работ составляют 723 694 407,16 рублей, что не соответствует цене договора. В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 18 апреля 2022 года N 24-06-06/34260 подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, будет являться исполненный участником закупки договор и все акты приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора и подтверждающие исполнение договора в полном объеме".
Комиссией установлено, что Заказчику требуется выполнение работ по объекту "Ликвидация несанкционированной свалки в черте городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" (национальный проект "Экология").
Согласно сведениям, имеющимся в единой информационной системе в сфере закупок по рассматриваемому электронному аукциону, а также требованиям к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению (п. 5.1.6) Заказчиком указано требование к участникам закупки в соответствии с поз. 9 разд. II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 05.08.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
В соответствии с поз. 9 разд. II Постановления Правительства РФ N 2571 дополнительное требование к участникам закупки: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2022 N ИЭА1 заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ (п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона). Согласно пункту 5.1.6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" и ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено: документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 статьи 31 Федерального закона (направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке):
К участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 устанавливается:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Причина отклонения:
Участником в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, приложен договор подряда от 20.02.2021 г. N НХП-21-02/02 на выполнение комплекса работ: строительно-монтажные работы на объекте: передвижной комплекс исследования скважин на Тагульском месторождении на сумму 731 844 436,40 рублей (пункт 9.1) с ООО "НПО "НХМ". Согласно абз.3 данного договора, указанный договор заключен во исполнение Договора N В062221/0175Д от 20.02.2021 между ООО "РН-Ванкор" и ООО "НПО "НХП".
Данный договор не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки по следующим основаниям:
1 В соответствие с абз. 6 п.п. б) п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 договором, подтверждающим опыт выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законами N44-ФЗ либо 223-ФЗ. Информации и документы, подтверждающие данные обстоятельства, не представлены.
2. Представленные акты и счета-фактур по исполнению комплекса работ составляют 723 694 407,16 рублей, что не соответствует цене договора. Кроме того, представленный договор является субподрядным, согласно приложению N 4 к указанному договору составлен календарный план на оказание комплексных услуг по разработке документации, поставке, монтажу передвижного комплекса (установки) для исследования и освоения скважин (ПКИОС) на Тагульском месторождении ООО "Тангульское", что не относится к договору, установленному Постановлением Правительства РФ N 2571 (2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта)).
Таким образом, акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, отсутствуют в полном объеме, что не соответствует требованиям извещения.
На основании вышеизложенного, участник закупки не соответствует вышеуказанным требованиям извещения об осуществлении закупки".
Комиссией установлено, что в соответствии с подп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36 и пунктом 1 позиции 37 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Договор подряда от 20.02.2021 N НХП-21-02/02, представленный Заявителем в качестве подтверждения опыта, заключен между двумя юридическими лицами ООО "Научино-Производственное Объединение "НефтеХимПроект" и АО "Фарус".
Согласно абз. 3 рассматриваемого договора, он заключен во исполнение Договора N В062221/0175Д от 20.02.2021 между ООО "РН-Ванкор" и ООО "НПО "НХП".
Соответственно, данный договор является субподрядным, что не может подтверждать опыт участника. Указанные в Постановлении Правительства РФ N2571 документы должны быть выданы в отношении участника закупки. Так, договор субподряда не может свидетельствовать о том, что выполненные Заявителем работы в рамках гражданско-правовых отношений с иным участником закупки исполнены в полном объеме и с надлежащим качеством и полностью соответствовали требованиям, установленным Заказчиком по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе и Закона N 223-ФЗ. Таким образом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному Постановлением Правительства РФ N 2571, может являться исключительно контракт (договор), где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Указанная позиция подтверждается решением УФАС по г. Москве от 11.04.2022 N 077/06/106-5479/2022, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2021 года по делу N А72-11233/2020.
Согласно подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях членов комиссии по осуществлению закупок нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Жалоба признается необоснованной.
Вместе с тем, внеплановой проверкой установлено следующее.
Участник N 10 (ООО "УниСтрой") в качестве подтверждения опыта приложил договор от 03.11.2018 N 15-11/18 СМР (далее - Договор).
Изучив Договор, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.10.2019 N 77-148000-009154-2019 (далее - Разрешение), Комиссия установила:
Согласно п. 1.1 Договора "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика, собственными и/или привлеченными силами и средствами, полный комплекс работ по устройству (строительству) Инженерной инфраструктуры многофункциональной комплексной жилой застройки с подземной автостоянкой (1-я очередь "1А" 2, 3 этап, расположенный по адресу: г. Москва, ЮВАО, район Лефортово, ул. Золоторожский вал, вл. 11, стр. 31".
В соответствии с Разрешением, оно выдано в отношении многофункциональной комплексной жилой застройки с подземной автостоянкой (1-я очередь "1А") 2, 3 этап.
Таким образом, предмет, указанный в Договоре, и указанный в Разрешении, не совпадает, а также не подходит под дополнительные требования, установленные в поз. 9 разд. II Постановления Правительства РФ N 2571.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Соответственно, в действиях комиссии по осуществлению закупок установлено нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ФАРУС" необоснованной.
2. Внеплановой проверкой в действиях комиссии по осуществлению закупок установлено нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу, Заказчику, комиссии выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Абдуллин А.А.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Абдуллин А.А.
тел.(347) 216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 ноября 2022 г. N ТО002/06/106-2133/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022