Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей от Заказчика - Государственное казенное учреждение ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Амаринго":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5113-ИП/22 от 22.11.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на создание локальной вычислительной сети, системы ip телефонии.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 14.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 728 852,81 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 той же статьи определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащего описания объекта закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом определен объем требования к количеству и объему закупаемого оборудования.
Комиссия установила, что объектом рассматриваемой закупки является создание локальной вычислительной сети, системы ip телефонии.
По мнению Заявителя, Заказчиком в описании объекта закупки не в должной мере определены требования к необходимым работам. При этом Комиссия установила, что описанием объекта закупки определены требования к АТС (автоматической телефонной станции).
Комиссия установила, что Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. В ответе на запрос о даче разъяснений Заказчиком был предоставлен ответ от 15.11.2022 N 185511, в котором Заказчик пояснил следующее:
"Согласно п. 9.1. Описания объекта закупки Подрядчик должен выполнить работы по актуализации рабочей документации, в состав, которой должны входить:
- Титульный лист.
- Ведомость основных и ссылочных документов.
- Пояснительная записка.
- Структурная схема.
- Схема расположения оборудования в шкафах.
- Спецификация.
- Кабельный журнал.
- Программа-методика испытаний.
Общее количество закупаемого оборудования отражено в Приложении N 2 Описания объекта закупки "Технические требования к комплексу компонентов локальной вычислительной сети и комплексу компонентов системы ip телефонии".
2. Тип и марка поставляемого оборудования будет зависеть от актуализированной рабочей документации. Необходимые технические требования к оборудованию содержатся в Приложении N 2 Описания объекта закупки "Технические требования к комплексу компонентов локальной вычислительной сети и комплексу компонентов системы ip телефонии".
3. Указанные в Приложении N 6 Обоснование невозможности соблюдения запрета ПП N1236 протоколы и технологии являются критическими, в связи с необходимостью организации достаточного уровня безопасности, функциональности, контроля и масштабируемости при создании локальной вычислительной сети и системы ip телефонии.
4. Поскольку производитель Cisco (указанный в рабочей документации Приложения N 3, N 4 к Описанию объекта закупки) приостановил свою деятельность на территории Российской Федерации, в рамках данной закупки осуществляется актуализация рабочей документации в соответствии с п. 9.1. Описания объекта закупки, в том числе и раздел "Спецификация".
Таким образом, Комиссия установила, что Приложение N 2 Описания объекта закупки "Технические требования к комплексу компонентов локальной вычислительной сети и комплексу компонентов системы ip телефонии" содержит необходимые требования к показателям товаров.
В связи с чем, Комиссия находит данный довод жалобы необоснованным.
Согласно второму и третьему доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки также в части установления ненадлежащих положения описания объекта закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом определены требования к необходимому оборудованию - такое описание объекта закупки не позволяет участнику выполнить корректировку рабочей документации и определить необходимые технические параметры оборудования и встроенного программного обеспечения. Кроме того, Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что Заказчиком неправомерно объединены в одну закупку различные виды работ, такие как:
1. Проектирование - корректировка РД при актуализации рабочей документации (согласно разъяснению N 185511 от 15.11.2022);
2. Поставка оборудования (согласно архиву Приложение 1 Описание объекта закупки);
3. Передача неисключительных прав (согласно архиву Приложение 1 Описание объекта закупки);
4. Выполнение Монтажных и пусконаладочных работ (согласно РД).
При этом Комиссия отмечает, что объектом закупки является создание локальной вычислительной сети, системы ip телефонии. Представителем Заказчика на заседании Комиссии было пояснено следующее:
- потенциальному исполнителю не требуется осуществлять проектирование. Исполнителю необходимо актуализировать имеющуюся у Заказчика рабочую документацию, учитывая возможности использования оборудования с учетом сложившейся в настоящее время в Российской Федерации внешнеэкономической ситуации.
- объект закупки сформирован исходя из потребностей Заказчика. Заказчик не нуждается отдельно в поставке оборудования, так как не обладает специалистами, способными смонтировать локальную вычислительную сеть, в связи с чем, исполнителю необходимо поставить оборудование и осуществить монтаж.
- передача неисключительных прав не предусмотрена извещением об осуществлении закупки, к поставке предполагается оборудование с предустановленным программным обеспечением не требующее передачи неисключительных прав.
Таким образом, создание локальной вычислительной сети, системы ip телефонии не является объединением в одну закупку различных видов работ, а представляет собой совокупность действий исполнителя, направленных на достижение потребностей Заказчика.
Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заказчика было пояснено, что в связи с необходимостью замены оборудования компании "Cisco" на иное оборудование, доступное в Российской Федерации, возникла необходимость в корректировке рабочей документации, а именно корректировки листа N1 "Схема расположения оборудования в телекоммуникацонном шкафу", листов с 10 по 17 "Кабельный журнал", а также "Программы и методик испытаний" в РД шифр: КПТ-473/20-ЛВС, и листа N1 "Структурная схема", листа N2 "Схема расположения оборудования в телекоммуникационных шкафов", листов NN5-13 "Кабельный журнал", а также "Программы и методик испытаний" в РД шифр: КПТ-473/20-СТС в части упоминаний оборудования "Cisco", что логически следует из извещения об осуществлении закупки, и может быть осуществлено победителем аукциона без дополнительного технического задания на корректировку.
Согласно четвертому доводу жалобы Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что совокупность показателей указывает на конкретного производителя и не имеет аналогов.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии было пояснено, что поддержка протокола сетевого уровня ULDP, являющегося по мнению Заявителя, проприетарным протоколом компании "Cisco", не является таковым. Данный протокол существует и успешно внедряется и на оборудовании, в том числе, производимом в Российской Федерации (например, оборудование компании "Eltex"), не имеет никакого отношения к производителю "Cisco" и исключает применение только оборудования "Cisco", в связи с тем, что протокол, упоминаемый Заявителем в жалобе, принадлежащий "Cisco Systems", называется UDLD.
Кроме того, представитель Заказчика также пояснил, что для участия в данном аукционе подана заявка, соответствующая требованиям извещения (предлагаемое оборудование не "Cisco").
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным, так как Заявителем в материалы дела не представлено иных доказательств, подтверждающих позицию Заявителя.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Амаринго" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 ноября 2022 г. N 047/06/42-3427/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022