Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интереса:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Петыш О.С. (по доверенности);
- ООО "ДОМ" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка продуктов питания (вода питьевая фасованная для кулеров 19л)" (извещение N0375100001222000447) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"В извещении о проведении закупки в Техническом задании установлены требования к поставляемому товару на основании которых необходимо предоставить конкретные показатели поставляемого товара, а именно:
Общая минерализация (сухой остаток) - 250-500 мг/л. Содержание макроэлементов: калия 2-20 мг/л, кальций 25-80 мг/л, магний 5-50 мг/л. Содержание натрия не превышает 20 мг/л., бикарбонаты - 30-100 мг/л. Содержание микроэлементов: фторид-иона в пределах 0,6-1,0 мг/л, йодид-иона - 0,04-0,06 мг/л. Щелочность воды 0,5 - 2,5моль/л, жесткость воды - 1,5-5,0 мг-экв/л. |
Считаем, что Заказчик требует указать химический состав поставляемого товара, вместе с тем в соответствии с Законом о контрактной системе Участники не обязаны иметь товар в наличии и не обязаны проводить анализы и лабораторные испытания для предоставления таких сведений в составе заявки".
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно техническому заданию "Поставка продуктов питания (вода питьевая фасованная для кулеров 19л)" Заказчиком установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемые значения |
Ед. изм. |
Кол-во товаров |
1 |
Вода питьевая для детского питания высшей категории артезианская кондиционированная, негазированная, расфасованная в емкости 19л для кулеров |
Вода должна соответствовать ТУ или ГОСТ 32220-2013 "Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия". Вода питьевая для детского питания высшей категории артезианская кондиционированная, негазированная, расфасованная в емкости. Вода должна соответствовать нормативным величинам по основным показателям питьевой воды высшей категории качества: не допускается использование серебра и диоксида углерода в качестве консервантов. Общая минерализация (сухой остаток) - 250-500 мг/л. Содержание макроэлементов: калия 2-20 мг/л, кальций 25-80 мг/л, магний 5-50 мг/л. Содержание натрия не превышает 20 мг/л., бикарбонаты - 30-100 мг/л. Содержание микроэлементов: фторид-иона в пределах 0,6-1,0 мг/л, йодид-иона - 0,04-0,06 мг/л. Щелочность воды 0,5 - 2,5моль/л, жесткость воды - 1,5-5,0 мг-экв/л. Расфасованная вода должна быть безопасна для потребления человеком по микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям; безвредна по химическому составу; с благоприятными органолептическими свойствами. Материалы, вещества, в том числе минеральные компоненты, оборудование и потребительская тара, используемые при производстве и розливе расфасованной воды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам. Вкус и запах воды - отсутствуют, при нагревании воды запах не должен появляться. Не должно допускаться наличие в расфасованной воде различных видимых невооруженным глазом включений, поверхностной пленки и осадка. Потребительская тара перед розливом воды должна быть подготовлена в соответствии с требованиям технической документации на процесс производства воды. Способ укупоривания потребительской тары должен обеспечивать ее герметичность и сохранность при транспортировании, хранении и реализации потребителю в течение срока годности продукции. Расфасованная в емкости не более 19л. Емкость с водой должна быть закрыта крышкой для использования на большинстве моделей кулеров, диспенсеров и водораздатчиков. Крышка должна быть трехкомпонентная с прокладкой из плотного пластика. Доставка Товара к месту поставки Товара производится силами и средствами Поставщика в присутствии представителя Заказчика. Возврат тары производится по мере использования воды. |
бут. |
8 479 |
Так Заказчиком установлены требуемые значения воды: Общая минерализация (сухой остаток) - 250-500 мг/л. Содержание макроэлементов: калия 2-20 мг/л, кальций 25-80 мг/л, магний 5-50 мг/л. Содержание натрия не превышает 20 мг/л., бикарбонаты - 30-100 мг/л. Содержание микроэлементов: фторид-иона в пределах 0,6-1,0 мг/л, йодид-иона - 0,04-0,06 мг/л. Щелочность воды 0,5 - 2,5моль/л, жесткость воды - 1,5-5,0 мг-экв/л.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Невозможность по объективным причинам выполнить участником закупки требования извещения о проведении закупки, в том числе из-за не соответствия описания характеристик товара установленным ГОСТам и отсутствия в аукционной документации обоснования иных, чем по ГОСТам, характеристик товаров следует расценивать как ограничение в участии в аукционе, так как введение потенциальных участников закупки в заблуждение не дает им возможности объективно соотнести показатели товара, указанные в извещении, и установленными в соответствии с законодательством о техническом регулировании требованиями.
Комиссия отмечает, что согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссией установлено, что согласно ГОСТ 32220-2013 "Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия" такие показатели как "Общая минерализация (сухой остаток)", "Содержание макроэлементов: калия", "кальций", "магний", "Содержание натрия не превышает", "бикарбонаты", "Содержание микроэлементов: фторид-иона", "йодид-иона", "Щелочность воды", "жесткость воды" определяются методом испытаний.
Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. При этом, согласно положениям Инструкции по заполнению заявки, участнику необходимо указать конкретные значения приведенных показателей.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения дела не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих потребность Заказчика в данных характеристиках.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в извещении излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Закупке показателей товара, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
Ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика исполнителя), Комиссией принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 5 декабря 2022 г. N 082/06/106-1218/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022