На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по технической поддержке Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100005622000016) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона, при этом Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подачи ценовых предложений от 01.11.2022 N ЦПА1 (далее - Протокол подачи ценовых предложений), протокол подведения итогов от 01.11.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 18.10.2022;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -106 378 600 рублей;
4)источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 05304072940190019246;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.11.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 01.11.2022;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9)по результатам рассмотрения заявок 3 участника закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "66 Бит" с предложением о цене контракта в размере 51 809 671 руб.;
11) между Заказчиком и ООО "66 Бит" заключен государственный контракт от 14.11.2022 N 0173100005622000016_47160 (реестровый номер государственного контракта в ЕИС 1770559884022000022).
1.Согласно доводу обращения Заявителя Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона, при этом Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подачи ценовых предложений от 01.11.2022
N ЦПА1 (далее - Протокол подачи ценовых предложений), протокол подведения итогов от 01.11.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов).
Частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено,что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно пунктам 1-5 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе подача ценовых предложений проводится в следующем порядке:
1) подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) (далее - "шаг аукциона");
2) не допускается подача участником закупки ценового предложения:
а) равного нулю;
б) равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его;
в)которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах "шага аукциона";
г) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки;
3) допускается подача ценового предложения независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе;
4) оператор электронной площадки с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям настоящей части. Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается;
5) время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки формирует протокол подачи ценовых предложений содержащий:
а)дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;
б)минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49
Закона о контрактной системе), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;
в)порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что 01.11.2022 в 15:52:12 (МСК)
Заявителем в период проведения Аукциона подано очередное предложение о цене контракта в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, путем снижения текущего минимального предложения на "шаг аукциона" в размере 0,5 процента, в связи с чем предложение Заявителя составило 62 447 531 руб. (далее - Предложение N 1).
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что согласно пункту 5 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе время приема ценовых предложений на электронной площадке увеличивается на четыре минуты с момента подачи Предложения N 1 и составляет - 15:56:12 (МСК).
При этом 01.11.2022 в 15:52:15 (МСК) участником с идентификационным номером заявки 2 (далее - Участник N 2) подано предложение о цене контракта в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе вне "шага аукциона" в размере 62 447 531 руб. (далее - Предложение N 2).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что согласно пункту 5 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе время приема ценовых предложений на электронной площадке не подлежит увеличению на четыре минуты с момента поступления Предложения N 2 и составляет также - 15:56:12 (МСК).
Вместе с тем 01.11.2022 в 15:56:14 (МСК) участником с идентификационным номером заявки 3 (далее - Участник N 3) подано, а Оператором электронной площадки принято очередное предложение о цене контракта Участника N 3 в размере 61 915 638 руб. (далее - Предложение N 3), поданное в "шаге аукциона".
Комиссия обращает внимание, что в силу пункта 5 части 3 статьи 49
Закона о контрактной системе продление времени проведения Аукциона предусмотрено в случае поступления в такое время ценовых предложений в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Предложение N 2 совершено вне "шага аукциона", в связи с чем основания для продления времени подачи предложений о цене контракта на четыре минуты отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
На заседании Комиссии установлено, что в силу пункта 2 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе протокол подачи ценовых предложений формируется оператором электронной площадки.
При этом согласно подпункту "б" пункта 1 части 5 статьи 49
Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49
Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, порядковые места заявкам участников закупок присваиваются комиссией по осуществлению закупок на основании информации протокола подачи ценовых предложений, формируемого оператором электронной площадки.
С учетом изложенного информация о порядковых местах заявок участников закупок, указанная в Протоколе подведения итогов, сформирована Заказчиком на основании сведений Протокола подачи ценовых предложений, сформированного Оператором электронной площадки, в связи с чем действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. На основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31
Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31
Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям,и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а)номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено,что порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31
Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен
Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к указанному постановлению. При этом:
а)документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б)при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
-номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
- цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в)не превышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с пунктом 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимают решение:
а)о размещении, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия, таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
б)об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке.
На основании подпункта "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки,в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48
Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено,что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31
Закона о контрактной системе.
В Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе,при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 106 378 600 рублей.
Таким образом, с учетом требований части 2.1 статьи 31
Закона о контрактной системе участниками Аукциона подлежит представлению опыт на сумму не менее 21 275 720 рублей.
Исходя из положений пункта 4 Постановления N 2571 следует, что при рассмотрении информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, участников оператор электронной площадки принимает в качестве подтверждающих документов один исполненный контракт (договор), заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, либо номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки в отношении заявки Заявителя в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке размещены два контракта (реестровая запись 2550400472616000017, 2770194454620000003), впоследствии направленных Оператором электронной площадки Заказчику, что не соответствует положениям Постановления N 2571.
Также установлено, что в заявке Участника N 2 представлен договор
N 2019.508919 с ценой 7 500 000 рублей, в заявке Участника N 3 представлен контракт N 0373100134021000015-ИАД с ценой 11 150 000 рублей, т.е. стоимость указанных контрактов (договоров) не соответствует необходимой сумме для подтверждения опыта участником Аукциона.
При этом Оператором электронной площадки вышеуказанные документы участников Аукциона направлены Заказчику в качестве подтверждения соответствия части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит подпункту "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, нарушают часть 13 статьи 24.1
Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 КоАП.
Вместе с тем согласно Протоколу подведения итогов заявки
Участников NN 2, 3 признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявки Участников NN 2, 3 соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
В связи с тем, что государственный контракт заключен, Комиссией принято решение предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 25.11.2022 по делу N П-412/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2022 г. N П-412/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022