Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное УФСИН России по городу Москве (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Клеверчек" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик направил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Клеверчек" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 29.11.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.11.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.08.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку овощей в рамках ГОЗ (номер извещения в ЕИС - 0373100082122000021) (далее - Извещение, Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 410 600 руб.
Между Заказчиком и ООО "Клеверчек" заключен государственный контракт от 09.09.2022 N 2222320100492003731000821/021 (далее - Контракт), цена которого составила 3 531 357 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта ООО "Клеверчек" обязуется поставить, а Заказчик оплатить принятое в установленном порядке продовольствие (далее - Товар) согласно приложению N 1 к Контракту (далее - Отгрузочная разнарядка) и пункта 2 Контракта.
Согласно Отгрузочной разнарядке Товар должен быть поставлен:
1. Морковь столовая свежая (поздняя) урожая 2022 года ГОСТ 1721-85:
- 34 800 кг в срок до 10.09.2022 (9 поставок в учреждения уголовно-исполнительной системы города Москвы (далее - учреждения УИС
г. Москвы);
- 35 200 кг в срок до 29.10.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы);
2. Свекла столовая свежая (поздняя) урожая 2022 года ГОСТ 1722-85:
- 34 700 кг в срок до 10.09.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы);
- 35 300 кг в срок до 29.10.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы);
3. Лук репчатый свежий урожая 2022 года ГОСТ 1723-86:
- 45 050 кг в срок до 10.09.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы);
- 44 950 кг в срок до 29.10.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы);
4. Капуста белокочанная свежая (поздняя) урожая 2022 года
ГОСТ 1724-85:
- 98 700 кг в срок до 01.10.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы);
- 101 300 кг в срок до 29.10.2022 (9 поставок в учреждения УИС г. Москвы).
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что в срок до 10.09.2022 поставка Товара ООО "Клеверчек" не осуществлена.
Из материалов дела следует, что Заказчиком направлены требования от 22.09.2022 N исх-50/ТО/1/26-20765, от 23.09.2022 N исх-50/ТО/1/26-20818,от 26.09.2022 N исх-50/ТО/1/26-20970 в адрес ООО "Клеверчек" о необходимости поставки Товара.
В ответ на требования ООО "Клеверчек" направлены ответы от 27.09.2022
N 69, от 07.10.2022 N 75, согласно которым ООО "Клеверчек" гарантирует осуществить поставку 29.09.2022 и с 10.10.2022 по 14.10.2022.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили,что по состоянию на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта ООО "Клеверчек" произведены только 2 поставки капусты белокочанной свежей (поздней) урожая 2022 года ГОСТ 1724-85 в количестве 6 800 кг.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая, что ООО "Клеверчек" в регламентированный Контрактом срок Товар в адрес Заказчика не поставлен в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 09.11.2022 N исх-50/ТО/1/26-24391 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 09.11.2022 в 17:05 (МСК).
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 09.11.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95
Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "Клеверчек" нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 22.11.2022.
Представитель ООО "Клеверчек" на заседании Комиссии пояснил,что Товар в полном объеме в регламентированный Контрактом срок не поставлен в учреждения УИС г. Москвы в силу независящих от него обстоятельств.
Из представленных ООО "Клеверчек" материалов дела следует,что 03.10.2022 между ООО "Клеверчек" и ООО "Альпари" заключен договор поставки N ФО-10.22 (далее - Договор), предметом которого является поставка Товара в учреждения УИС г. Москвы.
Представитель ООО "Клеверчек" на заседании Комиссии сообщил, ООО "Альпари" не осуществлена поставка Товара в регламентированный Договором срок, что привело к срыву сроков поставки Товара.
Также представитель ООО "Клеверчек" сообщил, что в период с 17.10.2022 по 08.11.2022 ООО "Клеверчек" предприняты попытки осуществления поставки Товара в адрес Заказчика, при этом Заказчик уклонился от приемки Товара.
Вместе с тем представителем ООО "Клеверчек" на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие вышеуказанный довод.
Статьей 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы,то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно положению о порядке свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее - ТПП РФ) обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14) (далее - Положение ТПП РФ) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - это чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Вместе с тем Положением ТПП РФ дано разъяснение,что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
На заседании Комиссии установлено, что по истечении регламентированного срока поставки Товара Заказчиком предоставлена возможность ООО "Клеверчек" осуществить поставку Товара в полном объеме, вместе с тем поставка Товара не осуществлена.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно Извещению часть Товара следовало поставить в учреждения УИС г. Москвы до 10.09.2022.
ООО "Клеверчек", подавая заявку на участие в Аукционе, дано согласие на поставку Товара на условиях, предусмотренных Извещением.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Договор между
ООО "Клеверчек" и ООО "Альпари" заключен 03.10.2022, при этом Контракт между Заказчиком и ООО "Клеверчек" заключен 09.09.2022.
Кроме того, довод ООО "Клеверчек" о надлежащем исполнении условий Контракта ввиду ненадлежащего исполнения ООО "Альпари" условий Договора является необоснованным, так как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Клеверчек" не приняты меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "Клеверчек" подлежит включению Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Клеверчек" (107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 10, корп. 7А,кв. 190, ИНН: 7708337935; генеральный директор - Бабкина И.А.,ИНН: 771002440309), включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Клеверчек" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления Заказчиком информации в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком информации |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения информац ии в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения информации в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.11.22 |
24.11.22 |
24.11.22 |
0 |
24.11.22 |
01.12.22 |
30.11.22 |
0 |
05.12.22 |
05.12.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2022 г. N 22/44/104/453
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022