Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МедикалТек" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000822007587 "поставка системы магнитнорезонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом",
УСТАНОВИЛА:
30.11.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "МедикалТек" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000822007587 "поставка системы магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности параметров,
установленных Заказчиком в описании объекта закупки подходит оборудование конкретной модели производителя - Philips Prodiva CS.
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы,
доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения,
присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 71 608 133,33 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка системы
магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению
установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далее- Описание объекта закупки).
Из жалобы Заявителя следует, что описанию объекта закупки не
соответствует такое оборудование как GE Signa Voyager, GE Signa Explorer, SIEMENS MAGNETOM Sempra, SIEMENS MAGNETOM Amira, Canon Vantage Elan.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель
Уполномоченного учреждения пояснил, что GE Signa Explorer, SIEMENS MAGNETOM Sempra, SIEMENS MAGNETOM Amira, Canon Vantage Elan не рассматривались при формировании описания объекта закупки.
Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от поставщиков,
предлагающих товар двух разных производителей, подходящий под требования, установленные в описании объекта закупки:
-магнитно-резонансный томограф SIGNA Voyager с принадлежностями
производства ДжиИ Хэлскеа Тяньцзинь Ко. Лтд (РУ РЗН 2018/7436);
-система магнитно-резонансной томографии Prodiva 1.5T
принадлежностями, вариант исполнения: Prodiva 1.5T CS производства Philips Хэлскеа (Сучжоу) Ко., Лтд (РУ РЗН 2018/6814), что подтверждает отсутствие ограничения количества участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителем не предоставлены
доказательства несоответствия данных моделей описанию объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта
закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе
потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в
сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения
законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов
контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является
включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от
18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В п.2.6 описания объекта закупки установлено типовое значение
однородности магнитного поля, измеренное по методу V-RMS, ppm: 40 см х 40 см Не более 0,9. Обоснование: дополнительные пункты для задания диапазона.
В п.3.1 описания объекта закупки установлена характеристика -
максимальный градиент магнитной индукции, мТл/м, Не менее 33 (Обоснование: ГОСТ Р 56310-2014 п.6.1.2.), п.3.2 максимальная скорость нарастания градиента магнитной индукции, Тл/м/с, Не менее 120. Обоснование: ГОСТ Р 56310-2014 п.6.1.2 скорость нарастания градиента измеряется в Тл/м/с.
В п.4.30 описания объекта закупки установлена характеристика -
максимальное число одновременно используемых независимых радиочастотных каналов, шт.,Не менее 32 или полностью цифровая приемная система, не ограниченная количеством РЧ-каналов. Обоснование: ГОСТ Р 56310-2014 п.6.1.3.
Согласно доводам заявителя, аппараты GE Signa Explorer имеет отличные
характеристики: 16 соответственно, при этом документально Заявитель данную информацию не подтвердил.
В п. 9.2 описания объекта закупки установлена характеристика
максимальный объем гелия, л. Не более 1850. Обоснование: ГОСТ Р 56310-2014 п.6.1.8.
Согласно доводам жалобы аппарат GE Signa Voyager имеет отличные
характеристики: 1976, вместе с тем документально Заявитель данную информацию не подтвердил.
По оспариваемой Заявителем характеристике (п.9.2 Система охлаждения
максимальный объем гелия, л. Не более 1850) представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что инструкция на магнитно-резонансный томограф SIGNA Voyager, размещенная на сайте Росздравнадзора, содержит следующую информацию (страница 2-84, 328 по счету): "_В конструкцию магнита систем 1.5T и 3T входит охлаждающая система, которая содержит приблизительно 1850 литров жидкого гелия_".
Заявителем данные пояснения Уполномоченного учреждения в ходе
рассмотрения опровергнуты не были.
При этом, из представленной информации представителя Уполномоченного учреждения следует, что ООО "Инжиниринговая Медицинская Компания "ИНСАЙТ" готово поставить General Electric Signa Voyager на условиях Извещения о проведении Аукциона.
При этом, согласно информации с официального сайта General Electric (https://www.gehealthcare.ru), а также официального письма General Electric от 28.04.2021 ООО "Инжиниринговая Медицинская Компания "ИНСАЙТ" является официальным дистрибьютером General Electric.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере
закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего
порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой
степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником
закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационноправовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление,
следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта,
возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно
невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий
потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о
контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МедикалТек" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000822007587 "поставка системы магнитнорезонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 6 декабря 2022 г. N 064/06/33-1116/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022