Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей: Администрация МО "Джидинский Район" Республики Бурятия <_>, ООО "ЛидерСпецПроект" <_>,
рассмотрев обращение Администрации МО "Джидинский район" Республики Бурятия (вх. N 7046 от 23.11.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ЛидерСпецПроект" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция мостового перехода через р.Джида у с.Нюгуй на км 17+700 автомобильной дороги Белоозерск - Енхор в Джидинском районе Республики Бурятия", ИКЗ - 203030400284203040100100170017112244, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, номер извещения - 0102200001620002094, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что 03.08.2020 по результатам открытого конкурса в электронной форме между Заказчиком и ООО "ЛидерСпецПроект" заключен муниципальный контракт N 0102200001620002094 на Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция мостового перехода через р.Джида у с.Нюгуй на км 17+700 автомобильной дороги Белоозерск - Енхор в Джидинском районе Республики Бурятия". Цена Контракта - 7200000 руб. В соответствии с условиями контракта и заключенных дополнительных соглашений срок окончания выполнения работ - 01.06.2022. Заказчиком направлено претензионное письмо N3018 от 10.10.2022 с требованием выполнения работ в кратчайшие сроки. подрядчиком направлено письмо от 20.10.2022 с обязательством выполнения работ без указания сроков.
В связи с ненадлежащим исполнением принятых обязательств по контракту 09.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
ООО "ЛидерСпецПроект"представлены пояснения и документы,
свидетельствующие об отсутствии недобросовестного поведения. Общество указывает, что существовали объективные причины, непозволяющие выполнить работы в полном объеме, а именно проектируемый объект расположен в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в связи с чем запрещено осуществлять деятельность, влекущую за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, направленных на реконструкцию линейных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вышеуказанная деятельность была разрешена только с 16.08.2022 (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.08.2022 г. N 501). Ранее при сборе исходных данных ООО "ЛидерСпецПроект" запрашивало информацию по объекту, на что Минприроды Республики Бурятия, Заказчик указали об отсутствии в пределах границ особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем земельный участок входит в состав особо охраняемых природных территорий (далее - ОООПТ). В связи с чем, разработанный вариант приложения трассы подходов моста к горному массиву не представляется возможным. Согласно протоколу от 07.07.2022 совместного рабочего совещания по вопросу проектирующей оси трассы при разработке проектной документации по объекту было решено согласовать вариант проложения трассы моста и подходов к нему с АУ РБ Госэкспертиза. В итоге, работы могли быть продолжены только после внесения изменений постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.08.2022 г. N501, согласно которому была разрешена вышеуказанная деятельность.
В настоящее время выполнены четыре изыскания, часть проектных работ. Просит не включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14.4 Контракта Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик (генеральный проектировщик) не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Муниципальный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Муниципальный заказчик вправе назначить Подрядчику (генеральному проектировщику) разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Муниципальным заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Муниципальный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
В соответствии с п. 2.1, 2.2 Контракта Подрядчик (генеральный проектировщик) обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция мостового перехода через р.Джида у с.Нюгуй на км 17+700 автомобильной дороги Белоозерск - Енхор в Джидинском районе Республики Бурятия" (далее по тексту именуемый "Объект") в установленные Контрактом сроки, а также от имени Муниципального заказчика направить Проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости и положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее - "положительное заключение государственной экспертизы") и согласовать Проектную документацию вместе с Муниципальным заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее - Работы), а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ на условиях, указанных в Контракте. Подрядчик (генеральный проектировщик) обязан разработать и передать Муниципальному заказчику Проектную и Рабочую документации, в том числе в форме электронных документов, документы содержащие результаты инженерных изысканий.
Согласно пункту 6.1 Контракта Срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз). Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: 31 декабря 2020 г. В соответствии с дополнительными соглашениями от 22.12.2020 N2, 13.09.2021 N3 срок исполнения контракта до 01.06.2022 включительно.
В связи с нарушением срока выполнения работ 09.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 09.11.2022.
Решение вступило в силу 21.11.2022.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "ЛидерСпецПроект" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями общества, а также копиями представленных документов.
Сторонами не оспаривается факт того, что в границах расположения проектируемого объекта имеются особо охраняемые природные территории государственного природного биологического заказника "Боргойский". Деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, направленная на реконструкцию линейных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности разрешена только с 16.08.2022.
С даты заключения Контракта Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику с просьбами оказать содействие в части несоответствия предъявленной проектно-сметной документации фактическому состоянию объекта строительства и нормативным требованиям, о чем свидетельствует представленная переписка.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, обществу оплачено за выполненные работы 2801813 руб.
Таким образом, ООО "ЛидерСпецПроект" предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта.
Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений ООО "ЛидерСпецПроект" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения об ООО "ЛидерСпецПроект" (ИНН <_>, КПП <_>, адрес: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 30 ноября 2022 г. N 003/06/104-936/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022