Резолютивная часть объявлена 05 декабря 2022 г.
Изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии Индивидуального предпринимателя Фогеля Владимира Владимировича (далее - ИП Фогель В.В.), в отсутствии представителя заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ КГКБ СМП), уведомленного в том числе о технической возможности принять участие с использованием средств видео-конференц-связи дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/1212602638, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N4289 от 29.11.2022 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ОБУЗ КГКБ СМП обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ИП Фогеля В.В. (адрес: 309276, Российская Федерация, Белгородская область, Шебекинский район, поселок Маслова Пристань, ул. Шумилова, д.11, кв.54; ИНН: 110301725024), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 28.11.2022 г. (вх. N6264) поступило обращение заказчика - ОБУЗ КГКБ СМП о включении сведений в отношении ИП Фогеля В.В. (адрес: 309276, Российская Федерация, Белгородская область, Шебекинский район, поселок Маслова Пристань, ул. Шумилова, д.11, кв.54; ИНН: 110301725024) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Поставка бумаги печатной прочей" (закупка N0744200000221010022).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
21.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0744200000221010022 для нужд заказчика по предмету: "Поставка бумаги печатной прочей", проект контракта, ИКЗ: 212462904015746320100103000011712244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 650 925 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.01.2022 N0744200000221010022-3, победителем закупки был признан ИП Фогеля В.В. (идентификационный номер заявки 5).
Согласно ч.10 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч.2.1 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", и максимальному значению цены контракта.
24.01.2022 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОБУЗ КГКБ СМП и ИП Фогелем В.В. был заключён Контракт N0022 от 24.01.2022 по предмету: "Поставка бумаги печатной прочей" на сумму 575 000 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта 24629040157 22 000008) (далее - Контракт).
Пунктом 3.1. Контракта определено: "Товар поставляется Поставщиком частями в соответствии с заявкой Заказчика в количестве, согласно предварительной заявке Заказчика с указанием номенклатуры и количества товара, подлежащего поставке. Начало срока поставки: с момента заключения контракта, окончание срока поставки 30.11.2022 года. Заявка передается Поставщику за 5 (пять) рабочих дней до поставки. Поставка осуществляется в рабочие дни до 13-00 (по местному времени Заказчика). Режим рабочего времени - пятидневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота, воскресенье). Адрес поставки - г. Курск, ул. Пирогова, 14 на склад или иное место, согласованное с Заказчиком".
Как подтверждается материалами дела, на дату 11.03.2022, в соответствии с заявками Заказчика ИП Фогелем В.В. было поставлено 600 пачек бумаги, что подтверждается товарными накладными от 27.02.2022 и 11.03.2022, подписанными должностными лицами ОБУЗ КГКБ СМП.
Поставленный ИП Фогелем В.В товар был оплачен Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N602754 от 25.02.2022 на сумму 69000 руб. 00 коп., N68485 от 08.04.2022 на сумму 69000 руб. 00 коп.
Как следует из материалов дела, 14.10.2022 ОБУЗ КГКБ СМП в адрес ИП Фогеля В.В было направлено извещение о неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом N0022 от 24.01.2022, из которого следует, что "Заказчиком по электронной почте 05.10.2022 г. была направлена заявка, которая до настоящего времени не исполнена".
31.10.2022 ОБУЗ КГКБ в адрес ИП Фогеля В.В. было повторно направлено извещение о неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом N0022 от 24.01.2022.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, ИП Фогель В.В. 11.11.2022 года направил в адрес ОБУЗ КГКБ СМП письмо с предложением принять товар: "Бумага офисная Svetocopy Eco со следующими характеристиками
Количество листов в пачке - 500 л.
Плотность - 80 г/м2
Формат бумаги: А4"
В ответ на предложение поставщика от 11.11.2022, Заказчик 14.11.2022 направил в адрес ИП Фогеля В.В. письмо N01-08/1639, из которого следует, что "для решения вопроса о возможности принятия товара, на основании п. 4.2.5. Контракта от 24.01.2022 года N0022 просим предоставить улучшенные характеристики предлагаемого к поставке товара с обязательным соответствием характеристики: бумага для офисной техники белая".
10.11.2022 в связи с ненадлежащим исполнением условий Контракта ОБУЗ КГКБ СМП было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из письменного мнения ИП Фогеля В.В., представленного в материалы дела: "ИП Фогель В.В. направил 11.11.2022 года в адрес ОБУЗ КГКБ СМП письмо о приеме данной продукции, которая соответствует качественным характеристикам, указанным в спецификации договора N0022 от 24.01.2022 года, но получил отказ.
ИП Фогель В.В. делал все возможное для исполнения контракта, а также предлагал, в ходе многочисленных телефонных разговоров с отделом закупок и юридическим отделом ОБУЗ КГКБ СМП, разные варианты решения и не хотел уклониться от выполнения контракта уже частично исполненного. Расторжение контракта в одностороннем порядке стало для меня полной неожиданностью".
На заседании Комиссии ИП Фогель В.В. указал на то, что не уклонялся от исполнения условий Контракта, что он имеет большой опыт исполнения государственных контрактов, кроме того указал на то, что готов оплатить штраф и неустойку Заказчика в полном объеме.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2. Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено с использованием единой информационной системы 10.11.2022 в 16:58, получено - 14.11.2022 в 09:56.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 10.11.2022, однако, как следует из открытой части ЕИС, Поставщиком решение получено 14.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 25.11.2022 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается принятие ИП Фогелем В.В. мер для надлежащего исполнения условий Контракта, в связи с чем у Комиссии в силу пп. "а" п 15 Правил отсутствуют правовые основания для включения сведений в РНП.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП Фогель В.В. является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" комитета здравоохранения Курской области во включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Фогеля Владимира Владимировича (адрес: 309276, Российская Федерация, Белгородская область, Шебекинский район, поселок Маслова Пристань, ул. Шумилова, д.11, кв.54; ИНН: 110301725024) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 декабря 2022 г. N РНП-46-701
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022