Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 87" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Лялякина Алексея Александровича (далее - Участник, Поставщик): представил письменные пояснения и документы,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30003/22 от 23.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для анализаторов гемостаза и детекции нуклеиновых кислот во 2 квартале 2022 года (извещение N 0372200180222000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов гемостаза и детекции нуклеиновых кислот во 2 квартале 2022 года (извещение N 0372200180222000058) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 999 943,99 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Лялякин А.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Лялякиным А.А. заключен государственный контракт N 112/58 от 06.05.2022 на сумму 900 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5 Контракта предусмотрено право Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 08.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Лялякиным А.А. в связи с ненадлежащем исполнением им условий Контракта.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для анализаторов гемостаза и детекции нуклеиновых кислот (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 3.3.1. Контракта Заказчик направляет заявку Поставщику с указанием даты поставки Товара и количества поставляемого Товара посредством почтовой (факсимильной) или электронной и/или иных видов связи.
08.06.2022 Заказчиком в адрес Участника была направлена заявка на поставку Товара с указанием срока не позднее 17.06.2022, и сроком годности не менее 80%. Однако Товар был поставлен Участником частично 12.07.2022.
28.06.2022 исх. N 1092 Заказчиком была направлена претензия N 1 о нарушении обязательств по заключенному Контракту в связи с ненадлежащим исполнением условия Контракта, с указанием срока поставки до 30.07.2022. Ответ на данную претензию не был предоставлен Участником.
23.08.2022 Заказчиком была направлена повторная заявка на поставку Товара с указанием срока не позднее 06.09.2022. Поставка Товара в указанный срок также не была осуществлена Участником.
04.10.2022 Заказчик направил в адрес Участника претензию N 2 (исх. N 1676) о ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств по Контракту, с указанием сроков поставки Товара - до 07.10.2022. Однако Товар также не был поставлен Участником.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1. Гражданского кодекса РФ, Заказчик принял решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 08.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Лялякиным А.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ИП Лялякин А.А. не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что предпринимал все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Согласно данным пояснениям, в июне 2022 года в адрес ИП Лялякина А.А. от Заказчика поступили две заявки на поставку Товара на общую сумму 900 000,00 рублей. Действуя добросовестным образом, Поставщик незамедлительно приступил к исполнению своих обязательств по Контракту, в связи с чем, организовал отгрузку Товара в адрес Заказчика на общую сумму 649 647,13 рублей, что составляет 72,19 % от цены Контракта. Поставленный Товар был принят и оплачен Заказчиком в полном объеме, без разногласий.
Таким образом, недопоставленными из 12 позиций остались две позиции:
- п. 8 в Спецификации к Контракту (Кювета SUС-400А (Cuvette SUС-400А Япония) - 9 упаковок на сумму 85 292,73 рублей;
- п. 11 в Спецификации к Контракту (Планшет (200 мкл) для KingFisher 96, 48 шт/кор. (KingFisher 96 (2001) 48 pcs/box Финляндия - из 20 упаковок недопоставлено 14 упаковок на сумму 165 060,14 рублей.
Одновременно, во исполнение 3.1.11. Контракта ИП Лялякин А.А. известил Заказчика о сложностях, возникших при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Так, 20.10.2022 и 08.11.2022 в адрес Заказчика были направлены письма N 259 и N 304 соответственно, с просьбой предоставления отсрочки поставки Товара или расторжения Контракта в части недопоставленных медицинских изделий. В указанных письмах Заказчику доводилась информация о том, что в связи с возникшей сложной внешнеполитической ситуацией и введением политических или экономических санкций иностранными государствами, компания производитель Termo Fisher Scientific объявила о приостановке продаж в сфере здравоохранения из-за сбоев в цепочке поставок в России и Белоруссии. Поскольку рыночные условия и проблемы с поставками продолжали ухудшаться в течение последних нескольких месяцев, производитель принял решение прекратить продажи в России и Белоруссии.
О названных выше обстоятельствах компания Termo Fisher Scientific разместила соответствующие сведения на своем официальном сайте.
Складские остатки иных поставщиков так же не содержали Товара Финского производителя.
Одновременно с вышеназванными обстоятельствами, по причине возросшего спроса на продукцию, срыва сроков поставки оборудования, оснастки и комплектующих со стороны как зарубежных, так и отечественных поставщиков, возник дефицит медицинских изделий японских производителей, что неизбежно привело к задержке сроков исполнения обязательств.
Ответов на письма Участника N 259 и N 304 от Заказчика не поступало.
08.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
До 23.11.2022 ИП Лялякин А.А. не смог закупить недопоставленный Товар по вышеназванным причинам, не зависящим от его воли.
Изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ИП Лялякин А.А. не уклонялся от исполнения Контракта, а напротив выполнял принятые на себя обязательства по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и изучив письменные пояснения Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Лялякина А.А. предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Лялякина А.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Лялякина Алексея Александровича (ИНН: 590420598793) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2022 г. N РНП-78-1510/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022