Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского-Михайловский театр" (далее - Заказчик):;
ООО "ГосКонтракт" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30119/22 от 24.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке и уходу за поверхностями для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского-Михайловский театр" (извещение N 0372200173422000009) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 16.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200173422000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 923 883,15 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном установлении требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является лицензируемой.
Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N67 (далее - Положение N67).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. н) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией УФАС установлено, что согласно сведениям извещения Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "действующая лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную уполномоченным государственным органом, с правом выполнения следующих видов работ: разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (настоящее требование установлено в соответствии с пунктом 48 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")".
Также Заказчиком установлено, что Участник подтверждает свое соответствие вышеуказанному требованию следующими документами в составе заявки:
"4.1. Участник закупки может предоставить декларацию о своём соответствии требованию к наличию у него лицензии с указанием общедоступного государственного реестра лицензий, размещенного лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указание адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещён такой реестр лицензий).
(согласно части 1 и 7 статьи 21 новой редакции федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункт 21 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343).
4.2. Участник закупки может подтвердить наличие у него лицензии путём предоставления выписки из реестра лицензий, в том числе в электронной форме, по типовой форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343. Участники закупки могут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа.
(согласно части 8 и 9 статьи 21 новой редакции федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 22 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343).
4.3. Участник закупки для подтверждения наличия у него лицензии может предоставить копию ранее полученной лицензии, если лицензия была получена участником закупки до 01.01.2021 г. и в неё не вносились изменения после 01.01.2021 г.".
Объектом закупки является оказание услуг по уборке и уходу за поверхностями для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского-Михайловский театр".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что основной объем услуг оказывается в зданиях по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств, дом 1 (в том числе помещения общежития) и дом 3, являющихся объектами культурного наследия федерального значения соответственно "Театр Михайловский", 1831-1833 гг., арх. Росси К.И., арх. Брюллов А.П. и "Дом Голенищева-Кутузова П.В. Здесь в 1924-1939 гг. жил художник Бродский И.И." согласно Постановлению Правительства РФ N 527 от 10.07.2001 г., что составляет 95 % от объема оказываемых услуг в рамках проводимой закупки.
Перечень предметов охраны, архитектурно-художественных элементов интерьера и предметов декоративно-прикладного искусства определен Распоряжениями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 14.09.2017 г. N 07-19-347/17 и N 07-19-347/17.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и технического задания Исполнитель обязан оказать услуги, направленные на сохранение и восстановление эстетических и эксплуатационных свойств поверхностей предметов охраны и предметов декоративно-прикладного искусства; перед началом оказания услуг Исполнитель обязан провести обследование интерьеров (предметов охраны и декоративно-прикладного искусства), которые необходимо обслуживать, с целью определения их сохранности и разработки методики оказания услуг в отношении предметов охраны и предметов декоративно-прикладного искусства.
Услуги, оказываемые в отношении рассматриваемых объектов культурного наследия, по своему содержанию связаны с сохранением этих объектов.
При этом востребована не просто уборка, а уборка и уход за поверхностями согласно специальной методике, которая не может быть разработана самим театром; ее разработка требуется со стороны субъекта, обладающего специальной квалификацией, держателя соответствующей лицензии.
Указанная деятельность подлежит лицензированию, что подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2017 года по делу N А56-4415/2017, а также последующими судебными актами.
Таким образом действия заказчика, включившего в извещение требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 указанной статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 53 ст. 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно пункту 4 Постановление N 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Анализ извещения о проведении Аукциона показал, что Заказчиком установлено к участникам вышеуказанное требование.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В позиции 36 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на работы услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, сооружений предъявляется следующее дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) наличие опыта исполнения договора;
2) сумма выручки должна составлять не менее 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) объем завершенных капитальных вложений должен составлять не менее 10 процентов минимального объема инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, в создание, модернизацию, освоение производства товара и (или) создание, реконструкцию имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанного между собой), предназначенного для оказания услуги.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно сведениям размещенного извещения о проведении Аукциона объектом закупки является, в том числе, услуги по уборке зданий, т.е. работы в отношении которых Заказчик был обязан установить дополнительные требования согласно п. 36 Приложения к Постановлению Правительства N 2571.
Комиссия УФАС отмечает, что вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
Таким образом, изучив материалы, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные позицией 36 Постановления N 2571, при этом требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГосКонтракт" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2022 г. N 44-4017/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022