Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 54" (далее - Заказчик):
ИП Кузнецовой И.В. (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 30407-ЭП/22 от 28.11.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских перчаток в 2023 году для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 54" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200127522000222. Начальная (максимальная) цена контракта - 599 533, 30 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления Заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
В частности, согласно инструкции, Заказчиком определено, что в описании показателей (характеристик) товара используются следующие виды показателей:
- показатели, для которых установлены максимальные и(или) минимальные значения;
- показатели, для которых указаны варианты значений;
- показатели, значения которых не могут изменяться;
- показатели, которые определяются диапазоном значений.
По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и(или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник закупки указывает значение, установленное Заказчиком;
по четвертому виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
При указании конкретных показателей товара могут быть использованы следующие знаки и обозначения:
При использовании слов, знаков "не менее", "не ранее", "", "не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, превышающий указанный в ТЗ;
При использовании слов "не более", "", "не выше" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, меньше указанного в ТЗ.
В случае, если значения показателя или характеристики товара указаны с использованием союзов, знаков "запятая", "+", "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя, указанных через данный символ, союз, знак.
В приложении N 1 к Извещению о закупке "Техническое задание", в разделе "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя", в подпунктах 3 и 4 пункта 1 установлены показатели, по которым участнику следует предложить конкретное значение, соответствующее предлагаемому товару, а именно:
3 |
Толщина одной стенки пальца |
не менее 0,11 мм и не более 0,13 |
4 |
Толщина в области ладони |
не менее 0,09 мм и не более 0,11 |
Согласно инструкции, участник не может использовать слова "не более" и "не менее" при описании объекта закупки и должен указать конкретное значение, при этом в рассматриваемым случае Заказчиком использован союз "и", соответственно, участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя, указанные через данный символ, союз, знак. Это обстоятельство противоречит логике. Так, в технической документации регистрационного удостоверения указано значение рассматриваемого показателя - в диапазоне от 0,11 до 0,33, производитель тем самым обозначил границы допуска значения, и каждая отдельная партия перчаток может иметь толщину в указанных границах.
Таким образом, Заявитель в своей жалобе справедливо указывает на то, что с учетом приведенного положения участник не может соблюсти условия инструкции, указав двойное значение, через союз "и", так как на каждую отдельную партию товара оно будет единственным.
Таким образом, анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе, в обжалуемой Заявителем части свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе заявки сведений о товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кузнецовой И.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2022 г. N 44-4031/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022