Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик, Покупатель):,
ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" (далее - Участник, Поставщик): ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30112/22 от 24.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку реагентов для патологоанатомического отделения (извещение N 0372100048822000277),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов для патологоанатомического отделения (извещение N 0372100048822000277) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 495 008,37 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" заключен государственный контракт N 0372100048822000277 от 06.05.2022 на сумму 1 359 098,51 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязался поставить реагенты для патологоанатомического отделения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 09.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 08.07.2022 N ИС-05-07/4680 направлена в адрес Поставщика и получена последним 08.07.2022. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 25.07.2022.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в пункте 4.1 Контракта, поскольку в установленные сроки не осуществил поставку Товара.
В адрес Поставщика направлены претензии от 19.07.2022 N ИС-05-07/4938 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке товара кратчайшие сроки.
Вместе с тем по состоянию на 09.11.2022 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными Контрактом. Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 09.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.11.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" пояснил следующее.
На момент принятия решения об одностороннем расторжении контракта Поставщиком исполнены обязательства на сумму 137 922,86 рублей. Накладные надлежащим образом размещены на официальном сайте и подписаны Заказчиком. Товар принят в полном объеме.
В отношении непоставленного на момент расторжения Контракта Товара Поставщик неоднократно и добросовестно сообщал о задержках поставок, вызванных объективными и независящими от него причинами - ввиду наличия введенных и вновь вводимых экспортных ограничений в отношении Товара, существенного увеличения срока и стоимости перевозки грузов, а также времени, необходимого на проведение процедур таможенной очистки.
Кроме того, по информации от официального дистрибьютора производителя на территории Российской Федерации компании BectonDickinsonlnternational по направлению BD BioScience, в отношении товара по указанной выше номенклатуре с 15.09.2022 были введены дополнительные меры экспортного контроля со стороны государственных органов США.
Таким образом, в соответствии с Правилами экспортного контроля ("EAR") в отношении продукции по направлению проточная цитометрия, которые применяются к деятельности компаний в области медикобиологических наук, включая экспорт или реэкспорт продукции в Россию и Беларусь, требуется получение экспортной лицензии Министерства торговли США.
По результатам проведения аудита, на складе не были выявлены остатки продукции, доступные к поставке в адрес конечного пользователя. В настоящее время производится оценка процедуры получения требуемых экспортных лицензий, включая комплект необходимых документов и сроков процедуры;
Формирования складского запаса на складе Поставщика является невозможным в связи с ограниченными сроками годности поставляемой продукции.
В отношении номенклатуры Контракта от производителя через его официального представителя получено письмо, что на момент заседания Комиссии УФАС продукция не может быть ввезена в Российскую Федерацию в связи с попаданием продукции для гистологических исследований в список продукции, подлежащей дополнительному экспортному контролю со стороны Министерства торговли США.
Вместе с тем представитель Участника обращает внимание, что с целью обеспечения потребности Заказчика, ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России неоднократно предлагалась замена на товар с улучшенными характеристиками (письма N 271022_277 от 27.10.2022, 071122_01 от 07.11.2022, 071122_02 от 07.11.2022, 171122_277 от 17.11.2022) в отношении позиций, которые попали под лицензионные требования
- "Формалин раствор 10%, нейтральный, забуференный / 10% NBF 5л/уп". Предлагаемый на замену товар имеет страну происхождения - Российская Федерация, а также является улучшенным, так как имеет более щелочной диапазон pH, что предупреждает образование формалинового пигмента. При использовании кислого формалина, возможно возникновение коричнево-черных гранул формалинового пигмента, как следствие, неверная интерпретация картины врачом-патологоанатомом и назначение неверного лечения для пациента.
- "Парафиновая среда Формула R/ Formula R Wax 9 кг". Предлагаемый на замену товар имеет страну происхождения - Российская Федерация, а также является улучшенным, так как имеет более низкую температуру плавления, что позволяет производить гистологическую проводку в более "щадящих" условиях. Это, в свою очередь, меньше повреждает ткань во время проводки.
Кроме того, в отношении позиции "Парапласт в большой упаковке / ParaplastBulk" сообщалось, что по информации от производителя, на настоящий момент происходит сборка и подготовка товара к отгрузке; в связи с тем, что предлагаемый к поставке товар является продукцией иностранного производства, доставка товара из-за рубежа существенно затруднена ввиду неопределенной экономической обстановки, увеличению сроков обработки платежей производителю, поступающим из России, неопределенности в пути и стоимости доставки грузов из иностранных государств на территорию России, плановый срок поставки - не позднее 31.12.2022 года.
Все письма были проигнорированы Заказчиком.
Ответ на последнее предложение был направлен только 22.11.2022, что подтверждает скрин-копия из личного кабинета участника закупки в ЕИС - то есть, без возможности подписать дополнительное соглашение в случае согласия и исполнить обязательство.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "СПЕЦМЕДПОСТАВКА" (ИНН: 7804265659) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2022 г. N РНП-78-1520/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022