Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик):
ООО "Аквамарин" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30411-ЭП/22 от 28.11.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 11.11.2022, номер извещения 0372200000922000267. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 445 250, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2022 NИЭА1, заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона по следующим основаниям:
Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) - позиции 1 и 3 не соответствуют требованиям в п.п. 2.3 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, отсутствует - регистрационное удостоверение, выданное уполномоченным органом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации - позиции 8, 10,11 не соответствуют требованиям в п.п. 2.3 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, отсутствует - регистрационное удостоверение, выданное уполномоченным органом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации - в позиции 3 п. 1.6 в характеристиках товара не указаны конкретные показатели соответствующие значениям установленных в ТЗ. Нет возможности определить конкретное значение показателя товара. - в позициях 2,5,6,7,8,9,10,11 в характеристиках товара не указаны конкретные показатели соответствующие значениям установленных в ТЗ. Нет возможности определить конкретное значение показателя товара.
В соответствии с п.п. в) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Комиссия УФАС констатирует, что в извещении Заказчиком также определено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром, а именно регистрационное удостоверение, выданное уполномоченным органом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Анализ заявки Заявителя свидетельствует о том, что в отношении предлагаемых к поставке товарных позиций 8, 10, 11 участником не представлены регистрационные удостоверения, выданные уполномоченным органом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заявителя согласился с нарушением правил формирования заявки, определенных в извещении и требованиями Закона о контрактной системе, пояснив, что по технической ошибке в отношении товарных позиций, указанных в протоколе, участником закупки не были представлены регистрационные удостоверения.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения, приняв оспариваемое Заявителем решение, аукционная комиссия действовала в порядке ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
Так, Заказчиком определены следующие правила представления сведений о предлагаемых к поставке товарах:
Для представления сведений о товаре участник закупки вправе воспользоваться формой Приложение N 1 к инструкции по заполнению заявки "Информация о конкретных показателях (характеристиках) товара".
Заказчик в целях определения соответствия закупаемого товара устанавливает порядок описания максимальных и(или) минимальных значений показателей, а также значений, которые не могут меняться, соответствующих показателям (характеристикам) товара, установленным в Приложении N 1 к описанию объекта закупки, со ссылкой на соответствующие пункты указанного приложения;
В описании показателей (характеристик) товара, заказчик использует следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения (столбец N 7);
2) показатели, для которых указаны варианты значений (столбец N 8);
3) показатели, которые определяются диапазоном значений (столбцы N 9 и N 10);
4) показатели, значения которых не могут изменяться (столбец N 11).
Заказчик устанавливает порядок описания показателей (характеристик) товара, предлагаемых участником электронного аукциона:
по первому виду показателей участник электронного аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и(или) максимальные значения;
по второму виду показателей электронного аукциона выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник электронного аукциона указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона
по четвертому виду показателей участник электронного аукциона указывает значение, установленное заказчиком.
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара с использованием символа "<...", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, менее установленного максимальное значения показателя товара без использования символа "< ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием символа ">...", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более установленного минимального значения показателя товара без использования символа "> ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара с использованием словосочетания "" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, менее или равное установленного максимального значения показателя товара без использования словосочетания "
.".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием символа " ...", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более или равное установленного минимального значения показателя товара без использования символа "
...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального и максимального значения показателя товара с использованием символов " и <
" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более или равное установленного минимального значения показателя товара и менее установленного максимального значения показателя товара без использования символов "
и <_".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального и максимального значения показателя товара с использованием символов " и
" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более или равное установленного минимального значения показателя товара и менее или равное установленного максимального значения показателя товара без использования символов "
... и
...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального и максимального значения показателя товара с использованием символов "> и
" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более установленного минимального значения показателя товара и менее или равное установленного максимального значения показателя товара без использования символов "> ... и
...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального и максимального значения показателя товара с использованием символов "> _ и < _" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более установленного минимального значения показателя товара и менее установленного максимального значения показателя товара без использования символов "> ... и < ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слова "менее _", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, менее установленного максимального значения показателя товара без использования слова "менее ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слова "более _", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более установленного минимального значения показателя товара без использования слова "более ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием словосочетания "не менее...", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более или равное установленного минимального значения показателя товара без использования словосочетания "не менее ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара с использованием словосочетания "не более...", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, менее или равное установленного максимального значения показателя товара без использования словосочетания "не более ...".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки соответствующего минимального и максимального значения показателя товара с использованием словосочетания "не менее_ и не более_" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, более или равное установленного минимального значения показателя товара и менее установленного максимального значения показателя товара без использования словосочетания "не менее_ и не более_".
В случае установления в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки значения показателя товара, для которых указаны варианты значений с использованием слова "или" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, без использования слова "или".
Анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе, в части, послужившей формальным основанием для отклонения заявок на участие в закупке, свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. Анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения, трактовку относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе заявки сведений о товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аквамарин" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2022 г. N 44-4032/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022