Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 3" (далее - Заказчик):;
ООО "Атрибут" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30596-ЭП/22 от 29.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку детской одежды, обуви и аксессуаров к ним (извещение N 0372200289922000063) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.11.2022 единой информационной системе, номер извещения 0372200289922000063. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 995 732, 00 рублей.
В жалобе ООО "Атрибут" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки.doc".
Заявитель утверждает, что описание товаров не позволяет определить соответствие поставляемого товара.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
Заказчик пояснил, что предусмотренные извещением показатели отражают его действительную потребность в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям закупки, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Таким образом, в указанной норме Заказчику предоставлено право при описании объекта закупки указывать любые характеристики, относящиеся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным, товар с которыми ему необходим. При этом законодатель не выделяет среди характеристик товара существенные или несущественные. Соответственно, если Заказчиком в описании объекта закупки указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, значит, они для него являются существенными. Закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик, поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Требования, опубликованные Заказчиком установлены исходя из потребности Заказчика и не противоречат закону о контрактной системе.
В Законе о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, руководствуясь нормами статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, Заказчик использовал код ОКПД2, соответствующий объекту закупки. Следовательно, Заказчик определил код ОКПД 2, как наиболее подходящий по объекту закупки, исходя из своих потребностей.
В отношении невозможности предоставления выписки по ПП 616 Заказчик поясняет следующее:
И заявитель, и иные участники закупки, подавшие свои заявки исполнили требование о предоставлении выписки в составе заявки.
Согласно Постановлению Восьмого ААС от 13.12.2021 по делу N А81-3730/2021. См. также: Постановление Девятого ААС от 16.12.2021 по делу N А40-145932/21 и Постановление ФАС Московского округа от 15.04.2022 по делу N А40-68881/2021: суд признал неправомерным отклонение заявки из-за несоответствия кода ОКПД2, указанного в реестровой записи, коду ОКПД2, выбранному заказчиком при формировании извещения о закупке.
Как указал суд, тот факт, что заказчик при формировании извещения о закупке в ЕИС установил некий код ОКПД2, не свидетельствует о том, что данный код является единственно верным и что товар с иным кодом ОКПД2, предложенный победителем аукциона, не сможет удовлетворить потребности заказчика.
Таким образом, выписка предоставляется на товар независимо от выбранного Заказчиком кода ОКПД2.
Анализ заявки победителя показал, что в ней представлены соответствующие реестровые номера в отношении всех товарных позиций.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие доводы Заявителя, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен порядок предоставления сведений в отношении значений показателей.
В соответствии с доводами Заявителя, не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении вышеуказанных характеристик.
При этом, в соответствии с представленными возражениями Заказчика, настоящей инструкцией по заполнению заявок не предусмотрено исключение слов "требуется", "возможно" из состава заявки.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие
Например, по товару "Лосины трикотажные д/д" установлено: "Состав ткани: должно быть хлопок больше 80%, возможно добавление до 20% эластана/спандекса."
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, требование установлено в неизменном виде.
Слова "возможно" указывают на то, что товар может быть в том числе с добавлением эластана или спандекса и это не будет является несоответствием положений контракта при поставке и приемке товаров.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии извещения об осуществления закупки, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, однако данным правом не воспользовался. Доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Атрибут" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2022 г. N 44-4076/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022