Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 26" (далее-Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "МегаЛит" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30722-ЭП/22 от 30.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (извещения N 0372200105022000330) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного Конкурса размещено 14.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200105022000330. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 735 314,04 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились: в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) устано.влено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно п. 19 Положения об оценке заявок если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения об оценке заявок если в случае, указанном в пункте 22 Положения об оценке заявок, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок Заказчиком в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должны быть однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
В электронном документе "Порядок_рассмотрения_и _оценки_заявок[2].docx" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки":
"Настоящий порядок оценки заявок установлен в целях выявления лучшего условия исполнения контракта среди участников закупки, соответствующих единым требованиям, а также дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона и направлен на повышение качества услуг.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по показателю.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно включать описание участником конкурса своего предложения о качественных характеристиках объекта закупки. Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно формирует свое предложение о качественных характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в приложении N 1 к извещению - далее Техническое задание. Для получения соответствующего количества баллов по показателю участник обязан руководствоваться требованиями, установленными настоящим порядком оценки. Предложение участника конкурса не должно противоречить техническому заданию. При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекту закупки, изложенными в техническом задании, а также инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в Приложении N 2 к извещению. В предложении о качественных характеристиках объекта закупки участником включается перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью участника, которым участник закупки обеспечен в целях надлежащего исполнения контракта в период всего срока его действия, а также указывается перечень санитарно-противоэпидемических мероприятий, проводимых участником для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в процессе их реализации заказчику на протяжении всего срока (периода) действия контракта. Под санитарно-противоэпидемическими мероприятиями понимается комплекс организационно-административных, санитарно-гигиенических, медико-санитарных, дезинфекционных мер, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Для указания санитарно-противоэпидемических мероприятий, проводимых участником для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, участник указывает наименование предлагаемых к поставке товаров и конкретные мероприятия, проводимые участником для обеспечения их качества и безопасности в рамках санитарно-противоэпидемических мероприятий. Перечень мероприятий, проводимых участником для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов указывается применительно к каждой позиции предлагаемого к поставке товара, наименование которого содержится в столбе номер два (наименование товара) приложения N 1 к техническому заданию. В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в процессе исполнения контракта поставщик проводит производственный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их производства (изготовления), упаковки, реализации, хранения, перевозок, включающего лабораторные исследования (испытания) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участник определяет в предложении о качественных характеристиках объекта закупки должности лиц (работников), осуществляющих визуальный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений, сроки назначения этих лиц после заключения контракта внутренними документами участника закупки, определяет меры ответственности к лицам, в случае нарушения мероприятий. Визуальный контроль осуществляется в форме контрольных проверок с целью контроля соблюдения требований санитарных правил, относящихся к обеспечению санитарно-противоэпидемического режима. Для подтверждения осуществления контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, участником определяется периодичность контроля, указываются формы учета и отчетности, свидетельствующие о фактическом проведении контроля.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество товаров" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является проведение обязательного контроля безопасности пищевых продуктов в рамках производственного контроля посредством лабораторных исследований и испытаний. По каждой позиции предлагаемого к поставке товара участник определяет минимальную периодичность (количество раз) лабораторно-инструментальных исследований, которые будут проводится в период действия контракта. Лабораторные исследования и испытания осуществляются участником самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
К предложению о качественных характеристиках объекта закупки прикладывается программа (план) производственного контроля, включающая план минимальных лабораторно-инструментальных исследований продукции на этапе ее реализации (органолептические, физико-химические и микробиологические показатели), периодичность их проведения. Представленный план минимальных лабораторно-инструментальных исследований должен являться одним из разделов программы производственного контроля, разработанного в соответствии с требованиями технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и других нормативных правовых актов.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение показателя. Оценка заявок производится комиссией по осуществлению закупок путем сопоставления содержания предложений всех участников конкурса, соответствующих требованиям порядка оценки заявок, по периодичности лабораторно-инструментальных исследований. Баллы присваиваются членами конкурсной комиссии по каждой позиции товара исходя из предложенного участником значения характеристики по формуле, определенной пп. "б" п. 20 Положения.
Общее количество баллов по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется по формуле:
где: Хmax - максимальное значение суммы характеристики по каждой позиции товара, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю "Качество услуг";
Хi - значение суммы характеристики, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по показателю "Качество услуг";
Хmin - минимальное значение суммы характеристики, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю "Качество услуг";
В рамках показателя "Качество товаров" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под отсутствием предложения о качественных характеристиках объекта закупки понимается отсутствие в составе заявки сведений, подлежащих описанию и представлению в соответствии требованиями, установленными настоящим порядком оценки.
В случае наличия в составе заявки предложения участника, информация о таком предложении включается в условия контракта. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не может противоречить требованиям технического задания, согласие на исполнение которого выражается участником в первой части заявки. Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что согласно порядку оценки, установленного извещением, для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно формирует свое предложение о качественных характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в извещении. Для получения соответствующего количества баллов по показателю участник обязан руководствоваться требованиями, установленными порядком оценки извещения.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество товаров" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является проведение обязательного контроля безопасности пищевых продуктов в рамках производственного контроля посредством лабораторных исследований и испытаний. По каждой позиции предлагаемого к поставке товара участник определяет минимальную периодичность (количество раз) лабораторно-инструментальных исследований, которые будут проводится в период действия контракта. Лабораторные исследования и испытания осуществляются участником самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение показателя таких лабораторных испытаний по каждой позиции предлагаемого к поставке товара. Оценка заявок производится комиссией по осуществлению закупок путем сопоставления содержания предложений всех участников конкурса, соответствующих требованиям порядка оценки заявок, по периодичности лабораторно-инструментальных исследований. Баллы присваиваются членами конкурсной комиссии по каждой позиции товара исходя из предложенного участником значения характеристики по формуле, определенной пп. "б" п. 20 Положения.
Инструкцией определен исчерпывающий перечень предоставляемой информации. В рамках показателя "Качество товаров" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под отсутствием предложения о качественных характеристиках объекта закупки понимается отсутствие в составе заявки сведений, подлежащих описанию и представлению в соответствии требованиями, установленными настоящим порядком оценки.
При соответствии представляемой информации требованиям извещения (инструкции по заполнению заявки и порядку оценки), производится оценка по указанной в форме "Порядок рассмотрения и оценки заявок" формуле в целях выявления лучшего условия.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Комиссия УФАС провела анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки и приходит к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положению, направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 23, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МегаЛит" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2022 г. N 44-4096/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022