Резолютивная часть решения оглашена 01.12.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N1" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Масленица" в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку молочной продукции (извещение N 0128200000122001826) в открытом заедании в присутствии представителя заказчика - ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" _ (доверенность от 11.10.2022 б/н), представителя ООО "Масленица" _ (доверенность от 20.04.2022 N 2).
30.11.2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 01.12.2022.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
У С Т А Н О В И Л А:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N1" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Масленица" в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку молочной продукции (извещение N 0128200000122001826).
Из обращения заказчика установлено следующее.
11.05.2022 г. между ГКУЗ ВО "ОПБ N1" и ООО "Масленица" заключен государственный контракт на поставку молочной продукции N89.
В соответствии с условиями Контракта ООО "Масленица" обязалось осуществлять поставку
качественной молочной продукции (молоко питьевое, кефир, сметана) партиями, при этом количество товара в каждой партии и сроки поставки должны определяться на основании заявок ГКУЗ ВО "ОПБ N1".
В период исполнения Контракта ГКУЗ ВО "ОПБ N1" были зафиксированы факты нарушения следующих условий Контракта.
Во-первых, систематическая поставка ООО "Масленица" молочной продукции ненадлежащего качества (нарушение условий раздела 6 Контракта). В связи с указанным нарушением условий Контракта в адрес ООО "Масленица" были направлены претензии, например, претензия N1 от 01.08.2022 г исх.N2019/-01-17, претензия N4 от 11.08.2022 г исх.N1217/01-17, претензия N5 от 17.08.2022 г исх.N2262/01-17 и т.д.
Во-вторых, систематическое нарушение ООО "Масленица" сроков поставки молочной продукции (нарушение условий п.3.1 Контракта). В связи с указанным нарушением условий Контракта в адрес ООО "Масленица" были направлены претензии: претензия N2 от 03.08.2022 г исх.N2052/-01-17, претензия N4 от 11.08.2022 г исх.N1217/01-17, претензия N8 от 07.09.2022 г исх.N2444/01-17.
В-третьих, нарушение ООО "Масленица" надлежащих условий хранения и перевозки, установленные изготовителем товара, необходимые для сохранения качества и безопасности товара (п.5.5. Контракта). В связи с указанным нарушением условий Контракта в адрес ООО "Масленица" была направлена Претензия N3 от 05.08.2022 г исх.N2076/-01-17.
Дополнительно, согласно пункту 3.6 Контракта, для проверки предоставленных ООО "Масленица" результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта ГКУЗ ВО "ОПБ N1" провело экспертизу молочной продукции (молоко питьевое, кефир, сметана) в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Экспертиза проводилась с привлечением экспертной организации Союз "Торгово-промышленная палата Владимирской области". По результатам проведенной экспертизы были выданы заключения о несоответствии молочной продукции, а именно:
- заключение эксперта N030-03-00060/1 от 07.09.2022 г о несоответствии молока питьевого ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия", устанавливающему требования к качеству данного вида молочной продукции;
- заключение эксперта N030-03-00060/2 от 07.09.2022 г о несоответствии кефира ГОСТ 31454-2012. "Кефир. Технические условия" и техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), устанавливающим требования к качеству данного вида молочной продукции;
- заключение эксперта N030-03-00060/3 от 07.09.2022 г о несоответствии сметаны ГОСТ 31452-2012 "Сметана. Технические условия" и техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), устанавливающим требования к качеству данного вида молочной продукции;
08.09.2022 в виду нарушений условий контракта заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако, поскольку ООО "Масленица" выразило намерение устранить допущенные нарушения условий Контракта, а именно поставлять товар иных производителей, качество молочной продукции которых будет соответствовать характеристикам, заявленным в Контракте, а также компенсировало ГКУЗ ВО "ОПБ N1" затраты на проведение экспертизы 19.09.2022 г ГКУЗ ВО "ОПБ N1" отменило решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В дальнейшем ГКУЗ ВО "ОПБ N1" были вновь зафиксированы факты нарушения следующих условий Контракта.
1.Поставка ООО "Масленица" молочной продукции ненадлежащего качества (нарушение условий раздела 6 Контракта). В связи с указанным нарушением условий Контракта в адрес ООО "Масленица" была направлена Претензия N14 от 08.11.2022 г исх.N3125/-01-17.
2. Систематическое нарушение ООО "Масленица" сроков поставки молочной продукции (нарушение условий п.3.1 Контракта). В связи с указанным нарушением условий Контракта в адрес ООО "Масленица" были направлены претензии: претензия N11 от 25.10.2022 г исх.N2959/-01-17, претензия N12 от 25.10.2022 г исх.N2960/01-17, претензия N13 от 25.10.2022 г исх.N2961/01-17, претензия N15 от 08.11.2022 г исх.N3126/01-17.
Таким образом, в виду нарушений условий контракта заказчиком снова было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.11.2022 решение было размещено в единой информационной системе.
23.11.2022 контракт расторгнут.
Представитель общества полагает, что не имелось оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. По состоянию на 21 ноября 2022 года поставщик исполнил государственный контракт на 75 % от общей цены контракта.
Представитель также полагает, что утверждение "качество поставленного товара является ненадлежащим" требует серьезных доказательств.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
11 мая 2022 между ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N1" и обществом с ограниченной ответственностью "Масленица" заключен государственный контракт на поставку молочной продукции (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта поставщик обязуется передать в собственность продукты питания: молоко питьевое, кефир, сметана (далее - Товар) заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Наименование, качественные характеристики и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N1 к настоящему Контракту).
Пунктом 1.3. Контракта определено, что срок поставки: 2 полугодие 2022 года.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракт Поставка Товара осуществляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии и сроки поставки определяются на основании Заявки Заказчика на поставку Товара (Образец в приложении N2 к Контракту).
Заказчик направляет Заявку в пределах срока, установленного пунктом 1.3 Контракта. При этом направление Заявки за пределами срока, установленного указанным пунктом, не допускается. Заявка направляется Заказчиком в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, либо с использованием средств факсимильной связи, либо посредством электронной почты по реквизитам, указанным в разделе 14 Контракта. Поставка Товара на основании Заявки, не подписанной Заказчиком, не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 2 (два) календарных дня до предполагаемой поставки Товара.
Направление заявки Заказчиком осуществляется по рабочим дням с 9-00 до 13-00 часов. Поставщик обязан обеспечить своевременный прием заявок Заказчика (ежедневно до 14-00 часов).
Таким образом, исполнение контракта подразумевает поставка продукции по заявкам заказчика.
В процессе исполнения контракта заказчиком были установлены факты нарушения условий Контракта, в частности систематическая поставка поставщиком молочной продукции ненадлежащего качества, систематическое нарушение ООО "Масленица" сроков поставки молочной продукции, нарушение ООО "Масленица" надлежащих условий хранения и перевозки, установленные изготовителем товара, необходимые для сохранения качества и безопасности товара. По данным фактам заказчиком составлялись претензии и направлялись ООО "Масленица".
Таким образом, 08.09.2022 в виду нарушений условий контракта заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем, ООО "Масленица" устранило допущенные нарушения условий Контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.09.2022.
После отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в дальнейшем заказчиком были также установлены факты нарушения условий Контракта, в частности поставка молочной продукции ненадлежащего качества, систематическое нарушение ООО "Масленица" сроков поставки молочной продукции. По данным фактам заказчиком также были сформированы и отправлены ООО "Масленица" претензии.
По причине нарушений условий контракта заказчиком 08.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.5 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с пунктом 2. статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, рассматриваемый контракт предполагает расторжение контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
08.11.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.11.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Комиссия установила, что заказчиком при расторжении контракта в одностороннем порядке были в полном объеме исполнены требования статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков помимо вышеуказанных обстоятельств, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его действий, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
В рассматриваемом случае в пользу отсутствия недобросовестных намерений исполнителя свидетельствует в частности частичная приемка и оплата выполненных работ со стороны заказчика в размере 77 % от общего объема работ.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ООО "Масленица" не усматриваются признаки недобросовестности, что не позволят включить его в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N1" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Масленица" в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку молочной продукции (извещение N 0128200000122001826) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Исп. _
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 декабря 2022 г. N РНП 33-1873
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022